Мы встретились с одним из участников этого проекта - Михаилом Башаковым.
Миша, в последние годы появилось множество проектов, где одни музыканты
исполняют песни других рокеры, к примеру, перепевают В. Высоцкого и В. Цоя,
Б. Гребенщиков А. Вертинского и Б. Окуджаву и проч. Все это вещи понятные
и не вызывающие особого недоумения. В этом контексте проект "П.Кашин поет
песни М. Башакова" выглядит как-то странно. Ты лидер действующей группы
"Башаков Бэнд", прекрасно справляющийся с исполнением своих песен.
А Кашин выпустил уже пять собственных альбомов. И хотя он периодически исполняет
и записывает твои песни, все же не вполне понятно, зачем выпускать такой альбом?
Меня постоянно терзают вопросом как ты относишься к тому, что твои песни
поет Кашин? Как правило, я отвечаю, что не имею ничего против этого. Для меня
главное, чтобы та информация, которую я вложил в песни, доходила до слушателей.
А этот проект поможет мне отстраниться от своего творчества, взглянуть на него
со стороны. И думаю, это даст импульс к написанию новых песен. С Пашей мы общаемся
со времен группы "Духи". Он всегда был плодотворным музыкантом и аранжировщиком.
Те из моих песен, которые он исполнял ("Фонари", "Феникс",
"Игра" и др.), приобретали в его интерпретации новое звучание. Несомненная
удача -- песня "Русская" с моими словами и Пашиной мелодией. Когда
она стала хитом, мы подумали почему бы не продолжить сотрудничество. Так
был задуман "Герой".
Насколько мне известно, основной материал для этого проекта уже существовал;
некоторые композиции записаны в твоем альбоме "Солнце под крылом",
кое-что взято с пластинки "Счастье" группы "Духи".
Когда мы определились с первой и заключительной композициями, нужно было
заполнить пространство между ними. Помимо песен из "Солнца под крылом"
("Время уходит", "Голышом", "Феникс") в концепцию
альбома органично вписались несколько вещей "духовского" периода ("Вздрогнем",
"Игра", "Светлый день") и песни, к которым Кашин написал
свою музыку ("Веточка", " Солдат в отпуску", "Хокусай").
В итоге слушается альбом достаточно цельно и интересно. Конечно, одни и те же
песни мы исполняем по-разному. Паша остается верным своему стилю в музыке и
аранжировках.
А заглавная вещь была написана специально для этого проекта?
У Паши была идея посвятить альбом "любимому герою" книжному
или киношному. Но когда мы вместе стали разрабатывать концепцию, рамки этого
понятия раздвинулись. Мне кажется, что сейчас сложилась особая ситуация для
осмысления определения "Герой нашего времени", которое связано с коллективным
мифотворчеством. Реальная личность почти никогда не соответствует образу герою.
Происходит утрирование качеств: становится непонятно человек создает образ
или образ делает человека таким, каким его хотят видеть те, кто этим образом
вдохновляется. Герой здесь играет роль проводника и титана, взвалившего на свои
плечи "небо". Многие современные музыканты и художники создают свой
образ героя. Мы же подошли не к построению, а к осмыслению этого понятия. Так
родилась заглавная песня, где есть строчки: Я хочу быть любимым героем тех,
кто ищет "героя" в себе, Тех, кто, даже убитые горем, не бросают проклятий
судьбе. А после того, как альбом был записан, у этой песни появились новые слова:
Я хочу быть любимым героем, пусть пути все сплетутся во мне. Я хочу быть любимым
героем в самой светлой и доброй стране.
Почему такой светлый альбом завершает вдруг трагический, безысходный аккорд
песня "Я был когда-то героем"?
К компоновке песен мы отнеслись с большим вниманием; стремились не нарушить
концепцию, сохранить баланс лирики и пафосности. При всей трагичности в этой
вещи, я надеюсь, есть ирония. Во всяком случае, я ее вижу. Думаю, там, где лирика
соседствует с озорством, должна присутствовать и попытка относиться к себе иронично.
Мы ведь понимаем, что в реальности нет никакой светлой и доброй страны. Это
еще один миф. И порой надо разрядить обстановку. Заканчивается песня такими
словами: Я был когда-то героем, плывущим по волнам безумной мечты. Это верно
сказано был. Теперь я, может быть, это ты. Персонаж песни как бы передает
эстафету этой нелегкой доли быть героем. Ведь, пройдя все тернии, герой зачастую
погибает. И вместо него остается жить миф как напоминание о божественном
законе.
Все эти песни были записаны еще в прошлом веке в 1997 году. Не устарел
материал за это время?
Так случилось, что альбом пролежал на полке несколько лет. И все это время
мы ощущали терзания на психологическом уровне. Когда такой материал лежит мертвым
грузом это энергетически давит. Ни одна работа, сделанная с таким рвением,
не должна оставаться на полке. Рано или поздно такие вещи должны находить дорогу
к слушателям, иначе они начинают разрушать автора. И для нас имеет большое значение,
что альбом выходит в начале века период надежд и подведения итогов. Важно,
чтобы эта музыка органично вплелась в ткань времени. Насколько это получилось
решать слушателям.