РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Еще одна
"петербургская" композиция Шевчука, также вошедшая в альбом
"Черный пес Петербург", но впервые появившаяся в более раннем альбоме
"Оттепель" называется "Ленинград".
Этой композиции
предпослано своеобразное стихотворное вступление "Суббота", в котором
переосмысливается пейзаж города, пространственно-временные реалии
переплавляются в некое универсальное единство, которое автор трактует в
гротескно-ироническом плане, воссоздавая атмосферу очередного "конца
века":
Суббота... Икоту
поднял час прилива.
Море стошнило
прокисшей золой.
Город штормит,
ухмыляется криво,
Штурмом
взяв финскую финку залива,
Режется насмерть
чухонской водой.
Здесь мотив противоборства воды как воплощения
стихии природы и камня как символа искусственного города получает новое
осмысление. Лотман пишет, что "в "петербургской картине" вода и
камень меняются местами (речь идет о перверсии естественной семантики камня как
олицетворения неподвижности — Т. Л.): вода вечна, она была до камня и победит
его, камень же наделен временностью и призрачностью. Вода его разрушает".37
Этот мотив берет свое начало в поэме "Медный всадник", где, как пишет Б. Томашевский,
"возмущенная стихия мстит человеку, казнит народ и крушит все вокруг"38:
Ужасный день! Нева
всю ночь
Рвалася к морю
против бури...
...Но силой ветров
от залива
Перегражденная Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла
острова...39
Отметим, что у Шевчука "штормит" не Неву,
а сам город, то есть воспроизводится эсхатологическая ситуация гибели
Петербурга от наводнения, но она отличается от классической версии. Город
олицетворяется, он "ухмыляется криво", подобно живому существу,
одержимому инстинктом саморазрушения.
 
|