РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Еще одна "петербургская" композиция Шевчука, также вошедшая в альбом "Черный пес Петербург", но впервые появившаяся в более раннем альбоме "Оттепель" называется "Ленинград".

Этой композиции предпослано своеобразное стихотворное вступление "Суббота", в котором переосмысливается пейзаж города, пространственно-временные реалии переплавляются в некое универсальное единство, которое автор трактует в гротескно-ироническом плане, воссоздавая атмосферу очередного "конца века":

Суббота... Икоту поднял час прилива.

Море стошнило прокисшей золой.

Город штормит, ухмыляется криво,

Штурмом взяв финскую финку залива,

Режется насмерть чухонской водой.

Здесь мотив противоборства воды как воплощения стихии природы и камня как символа искусственного города получает новое осмысление. Лотман пишет, что "в "петербургской картине" вода и камень меняются местами (речь идет о перверсии естественной семантики камня как олицетворения неподвижности — Т. Л.): вода вечна, она была до камня и победит его, камень же наделен временностью и призрачностью. Вода его разрушает".37

Этот мотив берет свое начало в поэме "Медный всадник", где, как пишет Б. Томашевский, "возмущенная стихия мстит человеку, казнит народ и крушит все вокруг"38:

 

Ужасный день! Нева всю ночь

Рвалася к морю против бури...

...Но силой ветров от залива

Перегражденная Нева

Обратно шла, гневна, бурлива,

И затопляла острова...39

Отметим, что у Шевчука "штормит" не Неву, а сам город, то есть воспроизводится эсхатологическая ситуация гибели Петербурга от наводнения, но она отличается от классической версии. Город олицетворяется, он "ухмыляется криво", подобно живому существу, одержимому инстинктом саморазрушения.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->