РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Не Нева затопляет улицы, как у Пушкина ("Стояли стогны озерами, //И в них широкими реками // Вливались улицы..."40), а сам город "берет штурмом" "финскую финку залива" и "режется насмерть чухонской водой". В этих строках Шевчука налицо инверсия традиционных для Петербургского текста ролей города (камня) и реки (стихии воды). Город предстает у этого автора как активное и притом разрушительное начало, в отличие от традиционного представления, наделяющего этими качествами Неву.

 

Олицетворение города продолжает разворачиваться в следующей строфе вступления:

 

Серое нечто с морщинистой кожей,

Усыпанной пепельной перхотью звезд,

Стонет и пьет одноглазая рожа.

Жалко скребется в затылке прохожий

Бледным потомком докуренных грез...

Этот Петербург резко отличается от величественной и мрачной картины, нарисованной в композиции "Черный пес Петербург", но для Шевчука таковы две ипостаси одного и того же города. Использование грубой, просторечной лексики ("ухмыляется", "рожа"), сниженные метафоры ("прокисшая зола", "пепельная перхоть звезд"), нарочитый антиромантизм помогают создать образ "усталого", "грязного" мегаполиса, доставшегося в наследство потомкам героев Гоголя и Достоевского. Город предстает нарочито приземленным, абсолютизируется его непарадная, изнаночная сторона. Этот Петербург состоит, кажется, исключительно из "углов".

 

Финал вступления к "Ленинграду" заставляет вспомнить романы "Труды и дни Свистонова" и "Козлиная песнь" "могильщика Петербургского текста" К. Вагинова. В предисловии к "Козлиной песни" Вагинов восклицает: "Петербург окрашен для меня с некоторых пор в зеленоватый цвет, мерцающий и мигающий, цвет ужасный, фосфорический. И на домах, и на лицах, и в душах дрожит зеленоватый огонек, ехидный и подхихикивающий"4!.

У Шевчука возникает тема Петербурга как мертвого города, "кладбища культуры":

Кладбище. Небо, хлебнув политуры,

Взракетило дыбом антенны волос.

Мне снится поток сумасшествий. С натуры

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->