РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Неожиданная концовка выдает глубокую, затаенную
любовь лирического героя к своему городу. И символом города здесь выступает
Невский проспект — топос, столь же значимый в контексте петербургского мифа,
как и фальконетовский монумент.
В.А. Зайцев
характеризует Гребенщикова как "неудержимого романтика"50.
Можно сказать, что и петербургский миф переосмысливается поэтом сквозь призму
романтических представлений.
Для Гребенщикова, в
отличие от Шевчука и Башлачева, Петербург воплощает прежде
всего идею Дома как сакрального пространства, но Дома погибающего. Общий мотив
"пустого дома", существующего в контексте циклического времени,
объединяет несколько гребенщиковских композиций.
В композиции
"Молодые львы" (альбом "Radio Silence" ("Радио тишина")51)
этот мотив получает неожиданное развитие в духе своеобразного
"сентиментального гротеска". Тематически данная композиция выбивается
из общего ряда представленных в "Radio Silence" довольно абстрактных
лирических медитаций, не имеющих конкретной пространственно-временной
"привязки".
"Молодые
львы" — это как бы застывшая картинка Петербурга XVIII столетия, увиденная
глазами нашего современника:
Когда в городе
станет темно,
Когда ветер дует с
Невы,
Екатерина смотрит в
окно,
За окном идут
молодые львы.
Эта картинка лишена
подробностей, она похожа на детский рисунок. "Молодые львы", фавориты
императрицы, являют венец беззаботной куртуазности и олицетворение вечной
молодости:
Они не знают, что
значит "зима",
Они танцуют, они
свободны от наших потерь!
И им нечего делать
с собой сейчас,
Они войдут, когда
Екатерина откроет им дверь!
А что нужно молодым
львам?
Что нужно молодым
львам?
когда весь мир
готовится лечь к их ногам...
Однако по мере того, как продолжается бесконечный
парад "молодых львов", все отчетливей звучит авторская ирония.
Заключительные строки композиции:
Екатерина смотрит в
окно,
За окном продолжают
идти
Молодые львы...
создают ощущение
замкнутого, циклического времени, "дурной бесконечности". Эти
последние строки композиции, лишь двумя словами отличающиеся от первых
("за окном идут молодые львы" — "за окном продолжают идти
молодые львы"), придают изображаемому действию неожиданную статичность и
"механистичность".
Куртуазная картинка старого Петербурга перерастает в
символ абсурдности бытия, в подтексте прослеживается авторская ирония,
возникает гротескный мотив ожившей куклы, заводного автомата.
В композиции
"Государыня" ("Русский альбом", 1991) Петербург не
упоминается прямо. Но ее содержание можно соотнести с одним из аспектов петербургского
мифа — эсхатологическим мифом о грядущем запустении города, восходящем к
проклятию царицы Авдотьи ("Петербургу быть пусту"):
Государыня,
Помнишь ли, как
строили дом —
Всем он был хорош,
да пустой...
Образы Города и Дома в поэзии Гребенщикова часто
синонимичны. "Пустой дом" напоминает о фразе "Петербургу быть
пусту", однако, мягкая лирическая тональность композиции, снимает излишнюю
трагичность. Обращаясь к "Государыне" (Авдотье?
Екатерине? Олицетворению России?) лирический герой пытается
сгладить остроту противоречий:
Так полно, зря ли
мы
Столько лет все
строили дом —
Наша ли вина, что пустой?52
 
|