РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Шевчук также представляет взгляд на Петербург из России, но исторически отстоящий более чем на полтора столетия от пушкинского. За этот период тема Петербурга изменилась и обогатилась новыми коннотациями. Шевчук наблюдает город в конце второго тысячелетия, а в силу того, что любой город представляет собою динамический организм, а не мертвую схему, изменения в нем неизбежны.

 

Однако за всеми изменениями прослеживаются вневременные черты, которые объединяют полярные, на первый взгляд, компоненты Петербургского текста — классическую поэму Пушкина и рок-композиции Шевчука и Башлачева.

 

В отличие от текстов рок-композиций Башлачева и Шевчука, рассмотренных выше, у Гребенщикова почти нет "жанроопределяющих" заголовков или подзаголовков (за исключением названия композиции "Пески Петербурга"). Отношение Гребенщикова к Петербургу-Ленинграду, на первый взгляд, не отличается эмоциональностью, присущей авторам непетербургского происхождения.

 

И лишь в одной композиции, поэт "проговаривается" о своем истинном отношении к родному городу. Речь идет о тексте композиции "Дорога 21" (альбом "Все братья — сестры", 1978). Композиция построена в виде обращения лирического героя к своему двойнику (мотив двойничества вообще характерен для лирики Гребенщикова):

Любой твой холст — это автопортрет,

Где ты — это я;

Любое слово — это ответ,

Где ты — это я.

И если ты невидим средь семи небес,

То кто заметит меня?

"Двойник" искушает лирического героя соблазнами "Дороги 21", олицетворяющей "все, чему в этом мире // Ни созвучья, ни отзвука нет", выражаясь строками Анненского. Лирический герой в ответ восклицает:

На двадцать первом шоссе есть многое, чего здесь нет;

Я был бы рад жить там, но сердце мое

Пахнет, как Невский проспект.49

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->