РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Шевчук также
представляет взгляд на Петербург из России, но исторически отстоящий более чем
на полтора столетия от пушкинского. За этот период
тема Петербурга изменилась и обогатилась новыми коннотациями. Шевчук наблюдает
город в конце второго тысячелетия, а в силу того, что любой город представляет
собою динамический организм, а не мертвую схему, изменения в нем неизбежны.
Однако за всеми
изменениями прослеживаются вневременные черты, которые объединяют полярные, на
первый взгляд, компоненты Петербургского текста — классическую поэму Пушкина и рок-композиции Шевчука и Башлачева.
В отличие от
текстов рок-композиций Башлачева и Шевчука,
рассмотренных выше, у Гребенщикова почти нет "жанроопределяющих"
заголовков или подзаголовков (за исключением названия композиции "Пески
Петербурга"). Отношение Гребенщикова к Петербургу-Ленинграду, на первый
взгляд, не отличается эмоциональностью, присущей авторам непетербургского
происхождения.
И лишь в одной
композиции, поэт "проговаривается" о своем истинном отношении к
родному городу. Речь идет о тексте композиции "Дорога 21" (альбом
"Все братья — сестры", 1978). Композиция построена в виде обращения
лирического героя к своему двойнику (мотив двойничества вообще характерен для
лирики Гребенщикова):
Любой твой холст —
это автопортрет,
Где ты — это я;
Любое слово — это
ответ,
Где ты — это я.
И если ты невидим
средь семи небес,
То кто заметит
меня?
"Двойник"
искушает лирического героя соблазнами "Дороги 21", олицетворяющей
"все, чему в этом мире // Ни созвучья, ни отзвука нет",
выражаясь строками Анненского. Лирический герой в ответ восклицает:
На двадцать первом
шоссе есть многое, чего здесь нет;
Я был бы рад жить
там, но сердце мое
Пахнет, как Невский
проспект.49
 
|