РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Петербург предстает воплощением вечности, это вечный город, подобный Риму и Вавилону, с которыми его сравнивали в разные эпохи. Р.Д. Тименчик упоминает в своей статье53 о том, что В.Я. Парнах (Парнок), прототип и соименник главного героя "Египетской марки" Мандельштама, объясняя иностранной аудитории специфику Петербурга, сообщал, что "в некоторых своих аспектах он напоминает Рим, Венецию и Лондон."54

Ф.А. Степун писал: "Какой великолепный, блистательный и несмотря на свою единственную в мире юность, какой вечный город. Такой же вечный, как сам древний Рим."55 Топоров отмечает, что сравнение Петербурга с Вавилоном и с Вавилонской блудницей было распространенным.56 Разумеется, многие мегалополисы нового времени сравнивались с Вавилоном (например, Париж, Нью-Йорк — последний даже заслужил прозвище "Вавилон на Гудзоне"), но по отношению к Петербургу это сравнение обретает новый оттенок смысла: подчеркивается древность города, "несмотря на его единственную в мире юность".

Разберем подробнее мифологический подтекст композиции. В "Песках Петербурга" Город ассоциируется с Вавилоном как с олицетворением древности. Такая трактовка возможна, если связать в один ассоциативный ряд "пески", заносящие "следы древних рук" (на месте города, где прежде жили люди, простирается пустыня), и строки, в которых прочитываются апокалиптическая символика:

И когда был разорван занавес дня,

Наши кони пустились впляс,

На земле, на воде и среди огня

Окончательно бросив нас...

 

"Разорванный занавес дня" — отсылка к евангельскому тексту, повествующему о событиях, последовавших непосредственно за смертью Христа на кресте: "И вот, завеса в храме разверзлась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли" (Матф.27:51,52). "Разорванный занавес", таким образом, выступает как одна из примет конца прежней эпохи и начала нового отсчета времени.

Землетрясение и воскрешение "усопших святых" коррелирует с пророчеством о событиях, сопровождающих конец света, в Откровении Иоанна Богослова. читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->