РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Петербург предстает
воплощением вечности, это вечный город, подобный Риму и Вавилону, с которыми его сравнивали в разные эпохи. Р.Д. Тименчик
упоминает в своей статье53 о том, что В.Я. Парнах (Парнок), прототип
и соименник главного героя "Египетской марки" Мандельштама, объясняя
иностранной аудитории специфику Петербурга, сообщал, что "в некоторых
своих аспектах он напоминает Рим, Венецию и Лондон."54
Ф.А. Степун писал:
"Какой великолепный, блистательный и несмотря на
свою единственную в мире юность, какой вечный город. Такой же вечный, как сам
древний Рим."55 Топоров отмечает, что сравнение Петербурга с
Вавилоном и с Вавилонской блудницей было распространенным.56 Разумеется, многие мегалополисы нового времени сравнивались
с Вавилоном (например, Париж, Нью-Йорк — последний даже заслужил прозвище
"Вавилон на Гудзоне"), но по отношению к Петербургу это сравнение
обретает новый оттенок смысла: подчеркивается древность города, "несмотря
на его единственную в мире юность".
Разберем подробнее
мифологический подтекст композиции. В "Песках Петербурга" Город
ассоциируется с Вавилоном как с олицетворением древности. Такая трактовка
возможна, если связать в один ассоциативный ряд "пески", заносящие
"следы древних рук" (на месте города, где прежде жили люди,
простирается пустыня), и строки, в которых прочитываются апокалиптическая
символика:
И когда был
разорван занавес дня,
Наши кони пустились
впляс,
На земле, на воде и
среди огня
Окончательно бросив
нас...
"Разорванный
занавес дня" — отсылка к евангельскому тексту, повествующему о событиях,
последовавших непосредственно за смертью Христа на кресте: "И вот, завеса
в храме разверзлась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни
расселись; И гробы отверзлись, и многие тела усопших святых воскресли"
(Матф.27:51,52). "Разорванный занавес", таким образом, выступает как
одна из примет конца прежней эпохи и начала нового отсчета времени.
Землетрясение и
воскрешение "усопших святых" коррелирует с пророчеством о событиях,
сопровождающих конец света, в Откровении Иоанна
Богослова.
 
|