РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
В данной связи
"кони, пустившиеся в пляс" и "бросившие" персонажей
композиции Гребенщикова "на земле, на воде и среди огня", могут
трактоваться как четыре коня Апокалипсиса: конь белый, со
всадником, "вышедшим, чтобы победить"; конь рыжий, сидящему на
котором "дано взять мир с земли"; конь "вороный", со
всадником, "имеющим меру в руке своей"; и конь бледный, со всадником, "которому имя смерть" (Откр.6:2-8).
Известно, что одной
из главных тем Откровения является гибель Вавилона, "великой блудницы,
сидящей на водах многих" (Откр.17:1). Вавилон аллегорически представлен в
виде "жены, сидящей на звере багряном".
В этой связи
обращение лирического героя к женскому персонажу, ранее атрибутированному как
его возлюбленная/анима может получить дополнительную коннотацию, связывающую
этот персонаж именно с аллегорией Вавилона. Характерно в этом плане обращение,
открывающее композицию: "Ты — животное лучше любых других" и
констатация в финале композиции того, что все апокалиптические знамения произошли
"потому, что твой (героини — Т. Л.) блеск не надежнее, чем вода".
Таким образом возможно предположить, что в данном тексте
Гребенщикова происходит контаминация образов "великой блудницы" и
"зверя багряного" в контексте гибели Вавилона, "великого города,
царствующего над земными царями" и обреченного на уничтожение.
На месте
Вавилона-Петербурга остается пустыня, что и символизирует название композиции —
"Пески Петербурга". Образ пустыни по отношению к Петербургу возникает
и у К. Вагинова. В первой главе "Козлиной песни" главный герой романа
Тептелкин прозревает пустыню за "декорацией города": "Только
иногда подымал Тептелкин огромные, ясные глаза свои — и тогда видел себя в
пустыне. Безродная, клубящаяся пустыня, принимающая различные формы.
Подымется тяжелый
песок, спиралью вьются к невыносимому небу, окаменевает в колонны, песчаные
волны возносятся и застывают в стены..."57
Прямая отсылка к
образу Вавилона в связи с Петербургом возникает еще в одной композиции, на этот
раз с альбома "Электричество. История "Аквариума" том 2"
(1981).
Композиция так и
называется "Вавилон". Рефрен ее:
И этот город — это
Вавилон, И мы живем — это Вавилон;
Я слышу голоса, они
поют для меня,
Хотя вокруг нас —
Вавилон...
 
|