РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

В данной связи "кони, пустившиеся в пляс" и "бросившие" персонажей композиции Гребенщикова "на земле, на воде и среди огня", могут трактоваться как четыре коня Апокалипсиса: конь белый, со всадником, "вышедшим, чтобы победить"; конь рыжий, сидящему на котором "дано взять мир с земли"; конь "вороный", со всадником, "имеющим меру в руке своей"; и конь бледный, со всадником, "которому имя смерть" (Откр.6:2-8).

 

Известно, что одной из главных тем Откровения является гибель Вавилона, "великой блудницы, сидящей на водах многих" (Откр.17:1). Вавилон аллегорически представлен в виде "жены, сидящей на звере багряном".

В этой связи обращение лирического героя к женскому персонажу, ранее атрибутированному как его возлюбленная/анима может получить дополнительную коннотацию, связывающую этот персонаж именно с аллегорией Вавилона. Характерно в этом плане обращение, открывающее композицию: "Ты — животное лучше любых других" и констатация в финале композиции того, что все апокалиптические знамения произошли "потому, что твой (героини — Т. Л.) блеск не надежнее, чем вода".

Таким образом возможно предположить, что в данном тексте Гребенщикова происходит контаминация образов "великой блудницы" и "зверя багряного" в контексте гибели Вавилона, "великого города, царствующего над земными царями" и обреченного на уничтожение.

На месте Вавилона-Петербурга остается пустыня, что и символизирует название композиции — "Пески Петербурга". Образ пустыни по отношению к Петербургу возникает и у К. Вагинова. В первой главе "Козлиной песни" главный герой романа Тептелкин прозревает пустыню за "декорацией города": "Только иногда подымал Тептелкин огромные, ясные глаза свои — и тогда видел себя в пустыне. Безродная, клубящаяся пустыня, принимающая различные формы.

Подымется тяжелый песок, спиралью вьются к невыносимому небу, окаменевает в колонны, песчаные волны возносятся и застывают в стены..."57

Прямая отсылка к образу Вавилона в связи с Петербургом возникает еще в одной композиции, на этот раз с альбома "Электричество. История "Аквариума" том 2" (1981).

Композиция так и называется "Вавилон". Рефрен ее:

И этот город — это Вавилон, И мы живем — это Вавилон;

Я слышу голоса, они поют для меня,

Хотя вокруг нас — Вавилон...

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->