РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
В
"Петербургской свадьбе" Башлачева, которую можно отнести к жанру
"прогулок-фантазий", возникает образ города, где совмещаются
временные планы, сближаются история и современность; текст выполняет и функцию
"поминального синодика", где перечисляются жертвы города. По-своему
Башлачев интерпретирует мотив инфернальности города, характерный для
Петербургского текста, в композиции "Абсолютный вахтер".
Шевчук, с одной стороны, реализует в тексте
рок-композиции "Черный пес Петербург" характерную для восприятия в
целом в литературе Петербурга оппозицию "божественное" —
"дьявольское": город у этого автора предстает в образе
"черного", возможно, адского, пса, мистически связанного со своим
"хозяином"-демиургом, а с другой стороны,
предельно антропоморфизирует облик города в тексте рок-композиций
"Суббота" и "Ленинград".
В двух последних композициях Шевчука возникает тема
Петербурга как мертвого города, "кладбища культуры", присутствующая и
в романах К. Вагинова "Труды и дни Свистонова" и "Козлиная
песнь".
Отдельно рассматриваются особенности преломления
пушкинского мотива противостояния Евгения и Медного Всадника у каждого из
авторов, а также романтические мотивы двойничества и сна, являющиеся
характерными для "петербургского текста".
Таким образом, в рассмотренных
рок-композициях очевидно присутствие наиболее характерных атрибутов
Петербургского текста. Однако, поскольку рок-поэзия создается поэтами,
ориентирующимися на массовое сознание, для обозначения в ней темы Петербурга
используются лишь знаки Петербургского текста и петербургских мифов. Тем не
менее, "вписанность" лирики Гребенщикова, Башлачева и Шевчука в
Петербургский текст, хотя и на "низовом" его уровне, позволяет
сделать вывод о том, что корни русской рок-поэзии
следует искать не только в англоамериканской, но и в национальной литературной
традиции.
Итак, учитывая, что литература
представляет динамическую, постоянно эволюционирующую систему, где "в
эпоху разложения какого-нибудь жанра — он из центра перемещается в периферию, а
на его место из мелочей литературы, из ее задворков и низин вплывает в центр
новое явление"2, представляется корректным отнесение
рок-поэзии, представляющей сравнительно новый поэтический жанр, к низовому слою
поэтической традиции, обладающему, несмотря на ориентированность на массовое
сознание, определенной эстетической ценностью.
Предмет рок-поэзии
заслуживает анализа в ряду других явлений художественной культуры конца XX
века.
|