РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

В "Петербургской свадьбе" Башлачева, которую можно отнести к жанру "прогулок-фантазий", возникает образ города, где совмещаются временные планы, сближаются история и современность; текст выполняет и функцию "поминального синодика", где перечисляются жертвы города. По-своему Башлачев интерпретирует мотив инфернальности города, характерный для Петербургского текста, в композиции "Абсолютный вахтер".

 

Шевчук, с одной стороны, реализует в тексте рок-композиции "Черный пес Петербург" характерную для восприятия в целом в литературе Петербурга оппозицию "божественное" — "дьявольское": город у этого автора предстает в образе "черного", возможно, адского, пса, мистически связанного со своим "хозяином"-демиургом, а с другой стороны, предельно антропоморфизирует облик города в тексте рок-композиций "Суббота" и "Ленинград".

 

В двух последних композициях Шевчука возникает тема Петербурга как мертвого города, "кладбища культуры", присутствующая и в романах К. Вагинова "Труды и дни Свистонова" и "Козлиная песнь".

 

Отдельно рассматриваются особенности преломления пушкинского мотива противостояния Евгения и Медного Всадника у каждого из авторов, а также романтические мотивы двойничества и сна, являющиеся характерными для "петербургского текста".

 

Таким образом, в рассмотренных рок-композициях очевидно присутствие наиболее характерных атрибутов Петербургского текста. Однако, поскольку рок-поэзия создается поэтами, ориентирующимися на массовое сознание, для обозначения в ней темы Петербурга используются лишь знаки Петербургского текста и петербургских мифов. Тем не менее, "вписанность" лирики Гребенщикова, Башлачева и Шевчука в Петербургский текст, хотя и на "низовом" его уровне, позволяет сделать вывод о том, что корни русской рок-поэзии следует искать не только в англоамериканской, но и в национальной литературной традиции.

 

Итак, учитывая, что литература представляет динамическую, постоянно эволюционирующую систему, где "в эпоху разложения какого-нибудь жанра — он из центра перемещается в периферию, а на его место из мелочей литературы, из ее задворков и низин вплывает в центр новое явление"2, представляется корректным отнесение рок-поэзии, представляющей сравнительно новый поэтический жанр, к низовому слою поэтической традиции, обладающему, несмотря на ориентированность на массовое сознание, определенной эстетической ценностью.

Предмет рок-поэзии заслуживает анализа в ряду других явлений художественной культуры конца XX века.

читать пред.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->