РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Метареализм, по мнению М. Эпштейна, "возводит образ к сверххудожественным обобщениям, наделяя его обобщенностью и смысловой объемностью мифа"1. В плане ремифологизации картины мира рок-поэзию можно соотнести с метареализмом.

Интертекстуальные связи лирики Гребенщикова необходимо рассматривать в контексте молодежной контркультуры 60-х — 80-х годов как вербализацию некоей социокультурной общности, как язык среды, в которую погружены и автор, и реципиент. Интертекстуальные связи выступают в данном случае как один из способов воссоздания метатекста определенной культурной, а точнее "контркультурной" традиции, ориентированной на слияние "восточного" и "западного" способов мышления, результатом которого в идеале должно стать появление нового типа мировоззрения и миропонимания, путь к которому лежит, в частности, и через ироническое переосмысление культурных парадигм.

 

Отмечается, что в качестве источников, явные и скрытые цитаты из которых использует поэт, рассматриваются мифы, имеющие как собственно мифологическое, так и историческое происхождение, евангельские притчи, тексты китайской классической "Книги перемен" ("Ицзин"), лирика Г. Аполлинера (на примере текста рок-композиции Гребенщикова "Дело мастера Бо", а также тексты Дж. Моррисона (лидер американской группы "Дорз") — на примере текстов композиций Гребенщикова "Мы никогда не станем старше" и "Никто из нас не...".

 

Наиболее интересными в поэтическом отношении с точки зрения соотнесенности русской рок-поэзии с национальной традицией представляются тексты А. Башлачева, Ю. Шевчука и Б. Гребенщикова, посвященные Петербургу и являющиеся попыткой рок-поэтов по-своему осмыслить основные аспекты Петербургского текста русской литературы.

У Гребенщикова Петербург предстает как "вечный город", подобный Риму и Вавилону. Для этого автора, в отличие от Шевчука и Башлачева, Петербург воплощает прежде всего идею Дома как сакрального пространства, но Дома погибающего. Общий мотив "пустого дома", существующего в контексте циклического времени, объединяет несколько гребенщиковских композиций ("Пески Петербурга", "Вавилон", "Молодые львы").

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->