РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Метареализм, по мнению М. Эпштейна, "возводит
образ к сверххудожественным обобщениям, наделяя его обобщенностью и смысловой
объемностью мифа"1. В плане ремифологизации картины мира
рок-поэзию можно соотнести с метареализмом.
Интертекстуальные
связи лирики Гребенщикова необходимо рассматривать в контексте молодежной
контркультуры 60-х — 80-х годов как вербализацию некоей социокультурной
общности, как язык среды, в которую погружены и автор, и реципиент.
Интертекстуальные связи выступают в данном случае как один из способов
воссоздания метатекста определенной культурной, а точнее "контркультурной" традиции, ориентированной на
слияние "восточного" и "западного" способов мышления,
результатом которого в идеале должно стать появление нового типа мировоззрения
и миропонимания, путь к которому лежит, в частности, и через ироническое
переосмысление культурных парадигм.
Отмечается, что в качестве
источников, явные и скрытые цитаты из которых использует поэт, рассматриваются
мифы, имеющие как собственно мифологическое, так и историческое происхождение,
евангельские притчи, тексты китайской классической "Книги перемен"
("Ицзин"), лирика Г. Аполлинера (на примере текста рок-композиции
Гребенщикова "Дело мастера Бо", а также тексты Дж. Моррисона (лидер
американской группы "Дорз") — на примере текстов композиций
Гребенщикова "Мы никогда не станем старше" и "Никто из
нас не...".
Наиболее интересными в поэтическом отношении с
точки зрения соотнесенности русской рок-поэзии с
национальной традицией представляются тексты А. Башлачева, Ю. Шевчука и Б.
Гребенщикова, посвященные Петербургу и являющиеся попыткой рок-поэтов по-своему
осмыслить основные аспекты Петербургского текста русской литературы.
У Гребенщикова Петербург предстает как "вечный
город", подобный Риму и Вавилону. Для этого автора, в отличие от Шевчука и
Башлачева, Петербург воплощает прежде всего идею Дома
как сакрального пространства, но Дома погибающего. Общий мотив "пустого
дома", существующего в контексте циклического времени, объединяет
несколько гребенщиковских композиций ("Пески Петербурга", "Вавилон",
"Молодые львы").
 
|