РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Кратко охарактеризовав "контркультурную
почву", на которой возник рок на Западе, обратимся к источникам,
освещающим проблему рок-культуры в СССР/России.
Если проследить
процесс "врастания" рока в русскую почву, можно обнаружить любопытную
закономерность: переход от копирования и калькирования
англоязычных образцов к полноценным русским оригинальным сочинениям происходит
параллельно с переходом от эпохи "оттепели" к эпохе
"застоя". Поколение обретает голос именно тогда, когда всей мощью
государственной машины оно обрекается на молчание.
Появление
русского рока — такое же выражение социального протеста, как и появление этого
социокультурного феномена в 60-е годы на Западе. Но поскольку протест и по
временным рамкам, и по социальной почве имеет иные параметры, русский рок —
явление самобытное, хотя и с интернациональными "корнями".
В
контексте изучения русской рок-поэзии наиболее
интересными объектами для анализа представляются тексты следующих авторов: Бориса Гребенщикова (группа "Аквариум"), Майка Науменко
(группа "Зоопарк"), Андрея Макаревича (группа "Машина
Времени"), Юрия Шевчука (группа "ДДТ"), Александра Башлачева.
Специфику
бытования рок-культуры в СССР эксплицитно отражает манифест под названием
"Канон" созданный в 1982 году. Авторами его считаются видный идеолог
столичного хиппизма Аркадий Славоросов ("Гуру") и авангардный
художник Сергей Шутов. Манифест неоднократно перепечатывался в рок-самиздате. "
Канон"
весьма экспрессивно передает дух рок-культуры, пафос
ее отрицания, вектор ее протеста, органично сочетая в тексте как
"наднациональные", так и сугубо российские, советские ее черты.
Позволим себе процитировать некоторые фрагменты этого примечательного
манифеста:
"Рок
— не искусство, не неискусство. Слово РОК здесь используется в своем наиболее
общем значении — от музыки до манеры сплевывать сквозь зубы — как некоторая
величина, определяющая единство стиля и видения, форма существования, частота
вибрации.
Словечко
РОК, в государстве не прижившееся толком, полуподпольное, идиотское и
полуругательное, оказалось наиболее емким, чтобы вместить в себя глубокую
бессмыслицу, истошный шепот улицы, сохранив набивший оскомину скандальный
привкус конфронтации.
 
|