РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Следует отметить, однако, что такая крайне негативная оценка "поп-искусства" авторами "Социологии контркультуры", представляется не вполне адекватно отражающей суть данного феномена. Возможно, отрицательное отношение к року объясняется эпохой выхода книги в свет.

Очень важным аспектом рок-культуры как составляющей контркультуры является и то, что "музыкальная контркультура" выступает как "ритуал отрицания" культуры старшего поколения, "ритуал дистанцирования" — отгораживания от "мира взрослых", символ принадлежности ее приверженцев к особой реальности, которая по отношению к "взрослому миру" выступает как некий "антимир" (ведь в нем взрослые не могут "продержаться" дольше нескольких секунд, а затем позорно бегут из него).

"Музыкальная культура" — это "модель" определенного типа общения и, как констатирует Дж. Йингер, "основной ритуал новой жизни". Суть этого общения — в непосредственном единении молодых людей, доведенных до экстаза, буквально "выхода из себя", музыкой, не просто "отключающей" индивидуальное "я" человека, но прямо-таки "выбивающей" из него это "я" своими грохочущими, скрежещущими, визжащими, улюлюкающими звуками.35

Однако рок-композиции не только "отключают" индивидуальное "я", растворяя его в коллективном экстазе. Несомненным является тот факт, что в лучших англоязычных композициях этого периода поколение обретает голос. Происходит слияние политики и поэзии, политизация всего эстетического и провозглашение "новой чувственности".

Тексты становятся все более эмоционально и информативно насыщенными, в лучших своих образцах (композиции Боба Дилана, Джима Моррисона, Джона Леннона и Пола Маккартни) сближаясь с верлибрами Аллена Гинзберга, метафизическими прозрениями Уильяма Блейка и поэтикой Джеймса Джойса. Композиции Леннона-Маккартни второй половины 60-х годов — "День из жизни" ("A Day in the Life"), "Я - Морж" ("I'm the Walrus"), "Через Вселенную" ("Across the Universe") — это сюрреалистические по форме попытки поэтического осмысления этических проблем современной авторам действительности, они являют то самое свободное самовыражение личности, о котором писал Ч. Рейч в цитированной выше работе, причем принципы реализации этого самовыражения, культурный код этих композиций оказываются близки и понятны молодежи во всем мире, а не только на англоязычном Западе. "Когда будущие поколения захотят уловить дух шестидесятых годов, — писал американский композитор А.Копленд, — единственное, что им надо будет сделать — проиграть пластинки "Битлз".36

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->