РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Но рок
как образ жизни был весьма актуален в СССР в качестве формы протеста, поскольку
тоталитарное общество предоставляло множество мотивов и объектов для такого
рода нонконформизма, в отличие от несколько
смягчившихся после всплеска "молодежной революции" 60-х социальных
институтов западных демократий. Для понимания рок-традиции
и вектора ее развития в Советской и постсоветской России "Канон"
весьма значим. В нем, как в спирали ДНК, содержатся все те интенции, которые в
80-е и отчасти в 90-е годы станут определять лицо русского рока.
Вернемся
к разговору о "подражательности" первых опытов русского рока. Можно
говорить о том, что миметическая функция свойственна культуре вообще и по
отношению к усвоению более высокой ступени ее развития новыми адептами в
частности. Можно ли назвать подражательным освоение силлабической системы
стихосложения русскими поэтами XVIII столетия? Это был закономерный этап в
становлении собственной поэтики.
В
случае русского рока мы имеем дело со схожим процессом.
В 70-е
годы работ по рок-культуре насчитывалось единицы,
причем они были посвящены исследованию рок-музыки как феномена идеологически
чуждого, присущего западному образу жизни. Так характеризовалась рок-/поп-музыка, в частности, к антологии Ю. Кукаркина "По ту сторону расцвета",
посвященной "кризису современной западной культуры". Собственно
рок-музыке были посвящены книги журналиста Ю. Феофанова "Тигры в
гитарах" и "Музыка бунта", ставшие на долгое время единственным
источником информации о группах "Битлз", "Роллинг Стоунз" и
"Пинк Флойд" на русском языке. И антология Кукаркина, и эссе
Феофанова были изданы в середине 70-х, а хронологические рамки изложения
охватывали период двух предыдущих десятилетий.
В начале
80-х годов основным легальным источником информации о рок-музыке на русском
языке стал для молодежи журнал "Ровесник". В 1983 году (№№ 8-12) там
был напечатан перевод классической работы английского писателя Х.Дэвиса
"Авторизованная биография "Битлз"38. В 1985 г. в
"Ровеснике" был напечатан перевод книги английского журналиста Ника
Кона "Рок как есть. Очерки
очевидца истории поп-музыки", охватывающей период истории рок-н-ролла с
начала 50-х по 1970 года. Знаменательна взаимозаменяемость терминов
"рок" и "поп", используемых данным автором.
 
|