РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Работа
Кона отличается иронически-сатирическим подходом к предмету анализа:
"Рок-н-ролл был очень простой музыкой. Самое существенное в нем — это шум,
который он производил, и сильная
эмоциональная реакция, которую он стремился вызвать... В большинстве рок-песен связного текста практически не было — его заменяли
отдельные выкрики, которые недалеко ушли от тарабарщины...
Это был
своего рода шифрованный язык, цель которого заключалась в том, чтобы сделать
рок совершенно непонятным для "непосвященных".39 Характеризуя таким образом рок-тексты раннего периода
(композиции Элвиса Пресли и Литтл Ричарда), о рок-композициях более позднего
времени, в частности, принадлежащих Леннону и Маккартни ("Битлз"),
Кон говорит следующее: "Да, это правда, "Битлз" делают хорошую
музыку, но скажите, когда это поп имел что-либо общее с хорошей музыкой?
Собственного мозга у него нет.
Он
улавливает модные течения, настроения, увлечения молодежи и замораживает их в
образы. Он сделал гигантские карикатуры на страсть, насилие, романтическую
любовь и бунт, и эти карикатуры самые точные, самые сильные выдумки нашего
времени.40 Революцию в тексте рок-композиций
Кон связывает с именем американского музыканта Боба Дилана, пишущего в стиле
фолк-рока (рок, обогащенный приобщением к народной музыкальной стихии).
"На
крыльях ветра" Дилана (1964) стала первой антивоенной песней, попавшей в
число бестселлеров. "Внезапно поп-сочинители поняли,что
могут пойти дальше трехаккордных любовных песен. Теперь все стали писать песни,
которые раньше были бы просто немыслимы, все бросились исследовать глубины
философии, политики и социальной жизни.
Разумеется,
эти "исследования" были, как правило, абсолютной чепухой, но тем не менее они двигали поп-музыку вперед. Поп перестал
означать простой шум. И все это началось с Дилана. В ту пору, когда
"Битлз" были еще просто "длинноволосыми чудо-мальчиками из
Мерсисайда", а "Роллинг Стоунз" играли свои блюзы, Боб Дилан уже
писал стихи и делал хиты, с помощью которых ему
удалось совершить крупнейший со времен Элвиса переворот в поп-музыке."41
Таким образом Кон перевел на язык массовой литературы ту
"сакральную" функцию рока, о которой писали Роззак, Рейч и Йингер,
одновременно намеренно девальвируя систему рок-ценностей.
 
|