РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Разнообразными проявлениями нового
"динамического стиля" стали в литературе и, в частности, в рок-поэзии
тенденции к максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных,
культурно-исторических и бытовых реалий и базирующейся, в частности, на
разрушении в текстах рок-поэзии традиционной композиционной структуры, на
лапидарности и фрагментарности стиля, оставляющей возможность
"достраивания" скрытых смыслов в воображении реципиента, а также на
"размывании" границ между понятиями поэзии и прозы, являющемся одной из отличительных черт литературы XX века.
Одной из наиболее интересных представляется тенденция прозаизации поэзии, как
на ритмико-интонационном, так и на тематическом уровне.
Ю.
Лотман говорит о "сложном переплетении прозы и поэзии в единой
функционирующей системе художественного сознания", о невозможности взгляда
на поэзию и прозу как "на некие самостоятельные, обособленные друг
от друга конструкции, которые могут быть описаны без взаимной
соотнесенности"15 Лотман предлагает следующую иерархию жанров,
отражающую движение от простоты к сложности организации текста:
"разговорная речь — песня
(текст — мотив) — "классическая поэзия" — художественная
проза."16
Текст рок-композиции неотделим от музыки. Тем не менее рок-поэзия
принадлежит к области словесного искусства и обладает чертами, присущими и
"классической поэзии", и разговорной речи. Прозаизация стиха в рок-поэзии является результатом, с одной стороны,
взаимодействия "классической поэзии" с прозой, а с другой стороны —
проникновением в поэтический язык "речи улицы", сленга.
Е. Эткинд
определяет прозу как выражение мыслей, а поэзию как словесное осуществление
эмоциональных переживаний, как "язык страстей".17
Соотношение поэзии и прозы менялось с эволюцией литературных методов и стилей.
Проза и поэзия могут то разделяться на две непересекающиеся сферы, то
сближаться.
Так,
например, "процессы, протекавшие в прозе, начиная с Гаршина и Чехова, в
поэзии — с символистов, снова привели к тому "пушкинскому"
уравниванию поэзии и прозы, которое свойственно, например, Пастернаку."18
Ю.Б. Орлицкий в своей монографии "Стих и проза в русской литературе"
отмечает:
 
|