РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Разнообразными проявлениями нового "динамического стиля" стали в литературе и, в частности, в рок-поэзии тенденции к максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных, культурно-историче­ских и бытовых реалий и базирующейся, в частности, на разрушении в текстах рок-поэзии традиционной композиционной структуры, на лапидарности и фрагментарности стиля, оставляющей возможность "достраивания" скрытых смыслов в воображении реципиента, а также на "размывании" границ между понятиями поэзии и прозы, являющемся одной из отличительных черт литературы XX века.

 

Одной из наиболее интересных представляется тенденция прозаизации поэзии, как на ритмико-интонационном, так и на тематическом уровне.

 

Ю. Лотман говорит о "сложном переплетении прозы и поэзии в единой функционирующей системе художественного сознания", о невозможности взгляда на поэзию и прозу как "на некие самостоятельные, обособленные друг от друга конструкции, которые могут быть описаны без взаимной соотнесенности"15 Лотман предлагает следующую иерархию жанров, отражающую движение от простоты к сложности организации текста: "разговорная речь — песня (текст — мотив) — "классическая поэзия" — художественная проза."16

 

Текст рок-композиции неотделим от музыки. Тем не менее рок-поэзия принадлежит к области словесного искусства и обладает чертами, присущими и "классической поэзии", и разговорной речи. Прозаизация стиха в рок-поэзии является результатом, с одной стороны, взаимодействия "классической поэзии" с прозой, а с другой стороны — проникновением в поэтический язык "речи улицы", сленга.

Е. Эткинд определяет прозу как выражение мыслей, а поэзию как словесное осуществление эмоциональных переживаний, как "язык страстей".17 Соотношение поэзии и прозы менялось с эволюцией литературных методов и стилей. Проза и поэзия могут то разделяться на две непересекающиеся сферы, то сближаться.

Так, например, "процессы, протекавшие в прозе, начиная с Гаршина и Чехова, в поэзии — с символистов, снова привели к тому "пушкинскому" уравниванию поэзии и прозы, которое свойственно, например, Пастернаку."18 Ю.Б. Орлицкий в своей монографии "Стих и проза в русской литературе" отмечает:

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->