РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Рок-поэзия носит
преимущественно лирический характер, не смотря на то, что частым жанром в ней
является баллада. Относительно пограничных с эпосом форм к рок-поэзии
применимо определение Гегеля: "Форма целого в этих жанрах, с одной
стороны, — повествовательная...
С другой стороны —
основной тон остается вполне лирическим, ибо суть составляет не внесубъективное
описание и обрисовка реальных событий, а, наоборот, манера постижения и
восприятия субъекта. "23
Л.Я. Гинзбург отмечает, что, "являясь самым
субъективным видом литературы, лирика устремлена к изображению душевной жизни
как всеобщей. Притом изображение душевных процессов в лирике отрывочно, а
изображение человека более или менее суммарно".24
Рок-поэзия еще более дискретизирует изображение внутреннего мира человека, но
при этом личность лирического героя в ней всегда ощутима.
Говоря о тенденциях к "размыванию" границ
понятия поэзии и прозы, характерных для литературы XX века, о прозаизации
поэзии, необходимо отметить, что явление это имеет корни в литературной
традиции. Еще Державин, Пушкин,
Некрасов вводили в поэтическую ткань повседневную,
разговорную, даже грубую, просторечную лексику. Стихотворная речь может
впитывать в себя прозаизмы, не теряя при этом своих формальных признаков. При определенном
тяготении к прозаизации, вызванном и тематическими, и интонационными
особенностями рок-композиции, она тем не менее
принадлежит к области поэзии. Причем используются как классические размеры силлабо-тоники, так и верлибр, акцентный стих, тактовик.
Для рок-поэзии ключевую роль играет понятие контекста. Причем
контекст понимается не только в традиционном для
лирической поэзии смысле — как эстетическое единство и порождаемая этим
единством принципиальная многозначность художественного слова. Контекст рок-поэзии охватывает, как уже отмечалось, не только
литературный, но и социальный план.
Направленность
рок-поэзии часто открыто публицистична, несмотря на
присущее ей субъективное, лирическое начало. Рок-поэзия тесно связана с общественными процессами своей эпохи. Создатели
этой поэзии не могут быть "чистыми" лириками, заниматься искусством
ради искусства.
 
|