РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Рок-поэзия носит преимущественно лирический характер, не смотря на то, что частым жанром в ней является баллада. Относительно пограничных с эпосом форм к рок-поэзии применимо определение Гегеля: "Форма целого в этих жанрах, с одной стороны, — повествовательная...

С другой стороны — основной тон остается вполне лирическим, ибо суть составляет не внесубъективное описание и обрисовка реальных событий, а, наоборот, манера постижения и восприятия субъекта. "23

Л.Я. Гинзбург отмечает, что, "являясь самым субъективным видом литературы, лирика устремлена к изображению душевной жизни как всеобщей. Притом изображение душевных процессов в лирике отрывочно, а изображение человека более или менее суммарно".24 Рок-поэзия еще более дискретизирует изображение внутреннего мира человека, но при этом личность лирического героя в ней всегда ощутима.

Говоря о тенденциях к "размыванию" границ понятия поэзии и прозы, характерных для литературы XX века, о прозаизации поэзии, необходимо отметить, что явление это имеет корни в литературной традиции. Еще Державин, Пушкин,

Некрасов вводили в поэтическую ткань повседневную, разговорную, даже грубую, просторечную лексику. Стихотворная речь может впитывать в себя прозаизмы, не теряя при этом своих формальных признаков. При определенном тяготении к прозаизации, вызванном и тематическими, и интонационными особенностями рок-композиции, она тем не менее принадлежит к области поэзии. Причем используются как классические размеры силлабо-тоники, так и верлибр, акцентный стих, тактовик.

 

Для рок-поэзии ключевую роль играет понятие контекста. Причем контекст понимается не только в традиционном для лирической поэзии смысле — как эстетическое единство и порождаемая этим единством принципиальная многозначность художественного слова. Контекст рок-поэзии охватывает, как уже отмечалось, не только литературный, но и социальный план.

Направленность рок-поэзии часто открыто публицистична, несмотря на присущее ей субъективное, лирическое начало. Рок-поэзия тесно связана с общественными процессами своей эпохи. Создатели этой поэзии не могут быть "чистыми" лириками, заниматься искусством ради искусства.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->