РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Необходимо отметить, что обэриутская эстетика — далеко не единственная составляющая текстов рок-композиций Гребенщикова. Его поэзия развивается в русле общих тенденций, присущих поэзии XX века. Многие образцы лирики Гребенщикова несут на себе печать влияния символизма, с присущей ему музыкальностью и расплывчатой суггестивностью.

 

В.М. Жирмунский писал о символизме: "Русский символизм понимал поэзию в духе романтического идеализма — как интуитивное постижение таинственной сущности мира и души человека, непосредственно раскрывающееся в индивидуальном лирическом переживании поэта и выраженное в художественном слове символами, метафорическими иносказаниями и намеками, повышенным музыкальным воздействием стихотворного языка, соответствующим иррациональному характеру этого переживания.

 

При таком творческом методе объективная действительность в своем художественном отражении неизбежно приобретала субъективный характер... Лирические переживания творческой личности поэта в их неповторимо индивидуальных чертах становились, как в искусстве всего европейского "модернизма" конца XIX — начала XX в., основным — если не единственным — содержанием поэзии".47

 

В предисловии ("От издателя") к первому выпуску сборника "Русские символисты" Брюсов сравнивал символизм как литературную школу с импрессионизмом: "Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать в нем известное настроение."48

 

Русские символисты тяготели к поэтике Бодлера, Верлена и Малларме с их эстетическим неприятием окружающего (буржуазного) мира и обывательской морали. Приобщение к поэзии Верлена было у русских символистов подготовлено освоением ими поэзии Фета, которого они рассматривали как первого русского импрессиониста. К.Д. Бальмонт в предисловии к переведенному им сборнику стихотворений Э. По писал: "Я называю символической поэзией тот род поэзии, где помимо конкретного содержания есть еще содержание скрытое, соединяющееся с ним органически и сплетающееся с ним нитями самыми нежными."49

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->