РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Необходимо
отметить, что обэриутская эстетика — далеко не единственная составляющая
текстов рок-композиций Гребенщикова. Его поэзия
развивается в русле общих тенденций, присущих поэзии XX века. Многие образцы лирики Гребенщикова несут на себе печать
влияния символизма, с присущей ему музыкальностью и расплывчатой
суггестивностью.
В.М. Жирмунский
писал о символизме: "Русский символизм понимал поэзию в духе
романтического идеализма — как интуитивное постижение таинственной сущности
мира и души человека, непосредственно раскрывающееся в индивидуальном
лирическом переживании поэта и выраженное в художественном слове символами,
метафорическими иносказаниями и намеками, повышенным музыкальным воздействием
стихотворного языка, соответствующим иррациональному характеру этого
переживания.
При таком
творческом методе объективная действительность в своем художественном отражении
неизбежно приобретала субъективный характер... Лирические переживания
творческой личности поэта в их неповторимо индивидуальных чертах становились,
как в искусстве всего европейского "модернизма" конца XIX — начала XX в., основным — если не единственным — содержанием поэзии".47
В предисловии
("От издателя") к первому выпуску сборника "Русские
символисты" Брюсов сравнивал символизм как литературную школу с
импрессионизмом: "Цель символизма — рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя, вызвать
в нем известное настроение."48
Русские символисты
тяготели к поэтике Бодлера, Верлена и Малларме с их эстетическим неприятием
окружающего (буржуазного) мира и обывательской морали. Приобщение к поэзии
Верлена было у русских символистов подготовлено освоением ими поэзии Фета,
которого они рассматривали как первого русского импрессиониста. К.Д. Бальмонт в
предисловии к переведенному им сборнику стихотворений Э. По
писал: "Я называю символической поэзией тот род поэзии, где помимо
конкретного содержания есть еще содержание скрытое, соединяющееся с ним органически
и сплетающееся с ним нитями самыми нежными."49
 
|