РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
У символистов
природа мифа носит интеллектуальный характер, он возникает в контексте мировой
культуры на основе аллюзий и реминисценций. Рок-поэзия, напротив, делает ставку
на то, чтобы "освободить" сознание от перенасыщенности культурными
аллюзиями и погрузить реципиента в коллективное бессознательное с присущими ему
архетипами.
Суггестивность
необходима Гребенщикову для моделирования в сознании такого состояния, в
котором в родовой поэзии создавался миф. Его поэзии присуща перенасыщенность
метафорами, усложненность образности, мифологизация жизненных явлений, при том,
что лирические переживания творческой личности поэта занимают значительное
место в содержании его поэзии.
Итак, мы попытались
показать еще одну составляющую рок-поэзии, а именно ее
литературно-художественный аспект. Рок-поэзия явление двойственное по своей
природе: с одной стороны, как уже говорилось выше, она — плоть от плоти
контркультуры, с другой стороны — часть общелитературного процесса.
На примере текстов рок-композиций Гребенщикова сделана попытка
продемонстрировать связь рок-поэзии с авангардистским гротеском, проследить
отражение в рок-поэзии карнавализации сознания, а также выявить в нем черты
творческого метода символистов и обэриутов.
Необходимо отметить
также, что рок-поэзия впитывает в себя не только традиции, но и новации.
Являясь поэзией, как уже отмечалось, "фрагментарной", поэзией
"ключевых слов", рок-поэзия воспроизводит в своей структуре
"хаос распадающегося мира" и в этом близка
творчеству концептуалистов и метареалистов.
В. Аристов, один из
представителей новой поэзии, оценивает хаос не только как разрушающее, но и как
порождающее начало: "По определенной ассоциации с представлениями
современной физики можно сказать, что хаос и порядок, а в нашем случае хаос и
текст, являются важными условиями образования сложных структур...
 
|