РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Для анализа столь многомерного и неоднозначного явления, каким является рок-культура (и рок-поэзия как одна из ее ипостасей), необходимо прежде всего обратиться к истории вопроса, а также определить, что же представляет собой "узкий круг" потребителей и создателей рок-ценностей.

С одной стороны, рок-поэзия с ее иронией, тягой к парадоксу и абсурду, с ее игровым, карнавальным духом и, подчас, с инфантильной сверхсерьезностью, является результатом взаимодействия множества специфических тенденций, сформировавшихся в мировой культуре к середине XX столетия.

С другой стороны, рок-культура и рок-поэзия, являясь "язычеством XX века", восходят к весьма ранним формам креативной активности. Пользуясь определением роли поэзии на раннем этапе развития культуры, данным Хейзингой, рок-поэзию также можно назвать "освященной игрой", которая балансирует "на грани необузданности, шутки, развлечения." В то же время рок-поэзия, точнее, ее лучшие образцы, вполне могут рассматриваться как часть поэзии как таковой, а следовательно, эту поэзию необходимо анализировать в контексте мировой литературы, выявляя реминисценции, аллюзии, различного рода влияния и заимствования.

М. Тимашева в уже цитированной статье приводит почти текстуальные совпадения в лирике Александра Блока и Бориса Гребенщикова, упоминает о влиянии на рок-поэзию творчества футуристов и обэриутов. Разумеется, можно говорить лишь о весьма своеобразном преломлении литературной традиции в текстах таких отечественных рокеров, как Б. Гребенщиков, А. Башлачев, М. Науменко, Ю. Шевчук.

Но наличие этой традиции в таких, казалось бы, отрицающих всякую традиционность текстах, несомненно. Более того, во многих текстах Гребенщикова можно выявить, "дешифровать" весьма широкий, как синхронный, так и диахронный интеркультурный подтекст.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->