РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Для анализа столь многомерного и
неоднозначного явления, каким является рок-культура (и рок-поэзия как одна из
ее ипостасей), необходимо прежде всего обратиться к
истории вопроса, а также определить, что же представляет собой "узкий
круг" потребителей и создателей рок-ценностей.
С одной стороны,
рок-поэзия с ее иронией, тягой к парадоксу и абсурду, с ее игровым,
карнавальным духом и, подчас, с инфантильной сверхсерьезностью, является
результатом взаимодействия множества специфических тенденций, сформировавшихся
в мировой культуре к середине XX столетия.
С другой стороны, рок-культура и
рок-поэзия, являясь "язычеством XX
века", восходят к весьма ранним формам креативной активности. Пользуясь
определением роли поэзии на раннем этапе развития культуры, данным Хейзингой,
рок-поэзию также можно назвать "освященной игрой", которая
балансирует "на грани необузданности, шутки, развлечения." В то же
время рок-поэзия, точнее, ее лучшие образцы, вполне могут рассматриваться как
часть поэзии как таковой, а следовательно, эту поэзию
необходимо анализировать в контексте мировой литературы, выявляя реминисценции,
аллюзии, различного рода влияния и заимствования.
М. Тимашева в уже цитированной статье
приводит почти текстуальные совпадения в лирике Александра Блока и Бориса
Гребенщикова, упоминает о влиянии на рок-поэзию творчества футуристов и
обэриутов. Разумеется, можно говорить лишь о весьма
своеобразном преломлении литературной традиции в текстах таких
отечественных рокеров, как Б. Гребенщиков, А. Башлачев, М. Науменко, Ю. Шевчук.
Но наличие этой традиции в таких,
казалось бы, отрицающих всякую традиционность текстах, несомненно. Более того,
во многих текстах Гребенщикова можно выявить, "дешифровать" весьма
широкий, как синхронный, так и диахронный интеркультурный подтекст.
 
|