РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Понятие "узкий круг", на первый взгляд, кажется мало применимым к многотысячной аудитории рок-исполнителей, к переполненным концертным залам и стадионам. Но Т. Чередниченко вполне обоснованно отмечает: в условиях рынка оказалось, что спрос на рок многократно меньше предложения. К тому же, как уже упоминалось, рок выражает настроения, свойственные молодежной субкультуре, причем эта субкультура весьма неоднородна.

Таким образом, имплицитный реципиент рок-послания может оказаться маргиналом как по отношению к конформной части социума, так и по отношению к различным стратам нонконформистской, контркультурной его части.

М. Тимашева дает свое яркое определение рока: "Энергию рок-н-ролла на Западе назвали контркультурой.

Так и было, если понимать под культурой нечто устоявшееся, из брони штампов, элитарности и социальной пассивности."9 Таким образом, здесь понятие "контркультура" получает определение "от противного". Тимашева не признает понятия "молодежная культура". С ее точки зрения, "не бывает культуры вообще и культуры молодежной. Она или есть или ее нет, третьего не дано."10 Оценивая рок как проявление нонконформистского сознания, Тимашева говорит:

"В пресную жизнь ворвалось шумное, многоцветное, многоликое язычество. Язычество XX века — рок-н-ролл. Недостижимый идеал всеобщего братства замаячил перед поколением рока близкой реальностью. Его слушали люди, не знавшие ни единой буквы латинского алфавита. Beatles, Rolling Stones, Doors, Pink Floyd стали духовной средой."" Определение рока у М. Тимашевой носит не столько научный, сколько поэтический характер, тем не менее, оно, на наш взгляд, очень точно отражает сущность этого социокультурного феномена: "Рок-н-ролл был сумасшедшей и, видимо, безнадежной попыткой изменить мир."12

Отметим, что термины "контркультура" и "молодежная субкультура" будут часто синонимичны (в отличие от категорического неприятия последнего термина Тимашевой). Эти термины будут употребляться для характеристики как типа сознания носителя рок-культуры, так и для характеристики среды, данный тип личности порождающей. За основу берется определение контркультурного Сознания III, данное Ч.Рейчем.13

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->