РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
К образу Петербурга
у Башлачева можно отнести характеристику Д.Е. Максимова: "Приметы эпохи
сохраняются и в мифопоэтических структурах, но время как бы растягивается в
них. Они могут сохранять "злободневность", которая измеряется годами
или несколькими десятилетиями. Но большей частью главным в них является не
столько эта злободневность, если она вообще сохраняется, а широкие обобщения,
выражающие закономерности целой эпохи или человеческой души, перерастающей
локальный исторический период."21
"Петербургская
свадьба" может быть соотнесена с жанром прогулок по Петербургу. Топоров отмечает, что этот жанр обладает "не столько
историко-литературной мемориальной функцией, сколько функцией включения
субъекта действия в переживаемую им ситуацию прошлого".22
Лирический герой Башлачева, актуализируя знаковые элементы петербургского
пейзажа, действительно "как бы "подставляет" себя в ту или иную
схему, уже отраженную в тексте, отождествляет себя с соответствующим героем,
вживается в ситуацию и переживает ее как свою собственную".23
Петербург осмысляется у Башлачева как художественный текст и
историко-культурные реалии служат для "настраивания" лирического
героя на волну "прецедента-импульса" (так определяет Топоров цель
прогулок-импровизаций, прогулок-фантазий).
"Прецедентом-импульсом" для Башлачева
служит текст "Медного всадника"..
В последующих
строфах композиции упоминаются такие реалии Петербургского архитектурного и
историко-культурного текста, как Летний сад (показательно, что у Башлачева он —
"голый", осенний, мокнущий под дождем, то есть имеющий все признаки
непарадной изнанки Города), "двуглавые орлы с подбитыми крылами"
(вновь характерное снижение образа), которые "не могут меж собой корону
поделить". Дворцы и мосты — неотъемлемая часть парадного петербургского
пейзажа.
Но у Башлачева их
образы также носят предельно "дегероизированный", приземленный и
вместе с тем антропоморфный характер: "калечные дворцы простерли к небу
плечи"; в том же ключе построено и обращение к
городу "Ты сводишь мост зубов под мягкой штукатуркой, // Но купол лба
трещит от гробовой тоски".
В финальной строфе
композиции возникает особый, башлачевский вариант Медного всадника:
 
|