РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
О Башлачеве и Цое
приходится говорить в прошедшем времени (первый покончил с собой в 1988 г., второй погиб в
автокатастрофе в 1990). Оба они подтвердили тезис Топорова, высказанный о
русских писателях другой эпохи: "Длительное время, во всяком случае, до
послереформенной эпохи, Петербург был трудным местом для рождения писателей.
Зато они в нем легко умирали."18
Этот же
исследователь отмечает еще одну специфическую черту петербургского топоса,
возможно определенным образом связанную с своеобразием
Петербургского текста вообще и со
своеобразием петербургской рок-поэзии в частности:
"Как известно,
Петербург — единственный из крупных "мировых" городов, который лежит
в зоне явлений, способствующих возникновению и развитию психо-физиологического
"шаманского" комплекса и разного рода неврозов."19
Рок-композиции
Гребенщикова, Башлачева и Шевчука можно считать частью Петербургского текста с
теми же оговорками, с которыми рок-поэзию в целом можно считать фактом русской
поэзии.
Попытаемся
рассмотреть правомерность данного тезиса.
Тексты
анализируемых рок-композиций обладают свойством
"апеллировать к уходящей в бесконечность "эскалации отражений".
Петербургский текст, исследованию проблемы которого посвящены работы Л.
Долгополова, Ю.М. Лотмана, Д.Е. Максимова, З.Г. Минц, В.М. Паперного, Р.Д.
Тименчика, В.Н. Топорова20, выступает в качестве постоянно обновляющейся,
содержательно и формально значимой эстетической традиции.
"Вписанность" в эту традицию, либо чуждость ей может служить
критерием художественной оценки исследуемого явления.
Анализ текстов рок-композиций, посвященных Петербургу, уместнее всего
начать с, возможно, наиболее яркого воплощения данной темы — у А. Башлачева.
"Петербургская
свадьба" Башлачева несет в своем названии "жанроопределяющий
признак" (Топоров) и посвящена созданию монументальной картины Города,
картины, где совмещаются временные планы, сближаются история и современность. специфика
построения этого образа носит мифопоэтический характер.
 
|