РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Галич встраивает в
свой текст петербургские реалии: "Здесь мосты, словно кони, — // По ночам
на дыбы!", упоминает Синод и Сенат как значимые петербургские топосы; в
третьей строфе "Петербургского романса" возникает блоковская
реминисценция — "пожар зари". Но Галич гораздо более традиционен в
трактовке темы, он использует образы-символы петербургского мифа, но не
подвергает их переосмыслению и инверсии.
В.А. Зайцев
отмечает, что для Башлачева "характерно поразительное чувство слова, его
этимологии, звучания, экспрессии... И это слово вбирало в себя острейшее
ощущение живого, движущегося времени."25
Приметами этого времени вряд ли могут служить такие знаки, воспроизводящие
стереотипы массового сознания, как "усатое ура в его недоброй воле"
(знак низвержения Петра — демиурга города), попытка представить в свернутом
виде период русской истории от Николая I до Хрущева ("Звенели бубенцы, и
кони в жарком мыле // Тачанку понесли навстречу целине...") и т.д.
Детали такого рода
подтверждают справедливость мнения А.И. Николаева о том, что "в пределах
одного стихотворения муза Башлачева то варьирует избитые темы, то взлетает на
высоты, доступные лишь избранным"26
Историко-культурное
пространство Петербургского текста "заштопано" у Башлачева
"тугой суровой красной ниткой". Через весь текст композиции проходит
мотив красного (кровавого) цвета, присущего городу, ("заштопаны тугой
суровой красной ниткой // Все бреши твоего
гнилого сюртука", "Вот так скрутило нас и крепко завязало // красивый
алый бант окровленным бинтом", "развернутая кровь как символ
страстной даты", "Сегодня город твой стал праздничной открыткой: // Классический союз гвоздики и штыка").
У
Башлачева мотив красного цвета воспринимается на фоне соответствующих мотивов у
Гоголя ("красная свитка" в "Сорочинской ярмарке"), у А.
Белого (красное домино Николая Аблеухова)27, у Блока, в лирике
которого мотив красного цвета как характеристики города возникает в
стихотворениях 1904 г.
"Город в красные пределы...", "Обман", "В кабаках, в
переулках, извивах..." и у Ахматовой (вспомним строки
"Реквиема":
"И безвинная
корчилась Русь // Под кровавыми сапогами..."28),
что придает образу Петербурга в тексте Башлачева традиционную инфернальную
окраску, поскольку мотив красного цвета восходит к демонической, дьявольской
составляющей облика Петербурга.
 
|