РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Власть инфернальных
сил над человеком символизирует у Башлачева "решетка страшных снов"
("Гроза, салют, и мы — и мы летим над Петербургом, // В решетку страшных
снов врезая шпиль строки").
Полустишие "решетка страшных снов"
отсылает к пушкинской строке "Твоих оград узор чугунный". Но высокий
пушкинский образ обретает здесь чудовищный смысл: "решетка страшных
снов" символизирует несвободу человека в петербургском пространстве.
Причем эта несвобода существует не только в
физическом, но и в духовном плане.
"Страшные сны" порабощают сознание
лирического героя Башлачева. Здесь уместным представляется
вспомнить, что "сон" является одним из структурных признаков
петербургского текста, поскольку "морок" и "сонное марево"
выступают в качестве знаков типично петербургской ситуации, для которой
характерен хаос (как часть бинарной оппозиции "хаос — гармония"),
"где сущее и не-сущее меняются местами" (Топоров): "Умышленность, ирреальность, фантастичность Петербурга (о нем
постоянно говорится, что он сон, марево, мечта; греза и т.п.) требуют описания
особого типа, способного уловить ирреальную (сродни сну) природу этого города.
Парадоксальная геометрия и логика города находят
себе ближайший аналог в конструкциях сна. Наконец, необыкновенная, по меркам
русской жизни, сложность и тяжесть петербургского существования... делали
необходимым обращение к сферам, которые (пусть вопреки очевидности) могли дать
"сверхреальное" объяснение положению вещей и указать выход из него...
"29 У Башлачева сон не является
выходом из дьявольского пространства города, а напротив погружает человека в
морок, обморок, черное небытие.
В качестве реализации выхода, бегства из
"тюрьмы" Башлачев рассматривает в тексте возможность расширения
пространства Петербурга-Ленинграда за его географические границы: "Искали
ветер Невского да в Елисейском поле // И привыкали
звать Фонтанкой Енисей". Город представляется неуничтожимым, неотторжимым
от своих жителей.
Другой выход из
ситуации несвободы реализуется в башлачевском тексте введением мотива полета,
выступающего как преодоление "притяжения" Города и его отягощенной
кровавыми преступлениями истории. Мотив полета-преодоления вообще характерен
для Башлачева. В стихотворении "Рука на плече. Печать на крыле" он
признается:
 
|