РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Черный пес
Петербург, время сжалось луною,
И твой старый
хозяин сыграл на трубе.
Вы молчите вдвоем,
вспоминая иное
Расположение волн
на Неве.
В отличие от версии Башлачева, по которой Евгений и
Медный Всадник являются двойниками, у Шевчука возникает другое
"видение" гуманизации, "очеловечивания" холодного каменного
мегалополиса. Город и его основатель уподобляются хозяину и верному псу, объединенным одними мыслями и чувствами.
В контексте процитированной выше строфы можно вспомнить
один из эпизодов "Мастера и Маргариты" Булгакова, который мог
послужить отправной точкой для метафоры Шевчука. Речь идет о встрече героев
романа с Пилатом и его верным псом Банга (глава 32 "Прощение и вечный
приют"). А в роли "Евгения" оказывается лирический герой, вместо "Ужо тебе, строитель чудотворный!"
восклицающий:
Черный пес
Петербург, есть хоть что-то живое
В этом царстве
оплеванных временем стен?
Ты молчишь, ты
всегда в состоянье покоя,
Даже в тяжести
самых крутых перемен!
Знаменательно, что ни Пес, ни его Хозяин никак не
реагируют на настойчивые обращения — в отличие от пушкинского "кумира на
бронзовом коне", который принимает брошенный Евгением вызов.
Однако общее в
Петербурге Башлачева и Шевчука есть. У обоих авторов это город смерти. Шевчук
свой портрет Города начинает (во второй строфе) с описания событий, принадлежащих скорее всего эпохе написания ахматовского
"Реквиема":
Черный пес
Петербург, птичий ужас прохожих,
Втиснутых в окна
ночных фонарей.
На
Волковом воют волки, — похоже,
Завтра там станет
еще веселей...
 
|