РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

По словам Ю.М. Лотмана, Петербург в определенном литературном контексте (речь идет о 30-х годах XIX века) воспринимается "как пространство, в котором таинственное и фантастическое является закономерным"35; закономерно появление в этом мифологизированном пространстве и такого персонажа, как Абсолютный вахтер.

 

Образ Абсолютного вахтера можно сравнить с антропоморфными образами фантастических персонажей урбанистической лирики Блока. По словам Д.Е. Максимова, эти персонажи "выходили из недр гротескно преобразованной городской повседневности... и были художественно выявлены в сказочном или полусказочном времени и пространстве"36. Максимов упоминает в этой связи, в частности, стихотворения Блока "Петр" и "Обман".

 

Обобщенный образ северной столицы возникает и в композиции Ю. Шевчука "Черный пес Петербург". Но образ этот существенно отличается от только что рассмотренного образа Петербурга у Башлачева. Прежде всего показательно олицетворение, к которому прибегает Шевчук для характеристики Города:

Черный пес Петербург, морда на лапах,

Стынут сквозь пыль ледяные глаза.

В эту ночь я вдыхаю твой каменный запах,

Пью названия улиц, домов поезда...

Как и Башлачев, Шевчук — не коренной петербуржец. Поэтому, быть может, они оба видят Город сразу, в целом. Один — с высоты полета, другой — снизу, из каменных урочищ. Но и в том и в другом случае образ Города получается цельным, будь то "праздничная открытка", либо "черный пес Петербург".

 

Шевчук тяготеет в своем видении Города скорее к традиции Гоголя, Достоевского и Мандельштама, нежели к пушкинской, которая, пусть в инвертированном виде, присутствует у Башлачева. Петербург у Шевчука — тяжелый, черный город, где "наполняются пеплом в подъездах стаканы", где "дышит в каждом углу по ночам странный шорох", где "любой монумент в состоянье войны". Отметим, что и у Шевчука, как и у Башлачева, также возникает тема "монумента", памятника Петру:

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->