РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
По словам Ю.М.
Лотмана, Петербург в определенном литературном контексте (речь идет о 30-х
годах XIX века) воспринимается "как пространство, в котором таинственное и
фантастическое является закономерным"35; закономерно появление
в этом мифологизированном пространстве и такого персонажа, как Абсолютный
вахтер.
Образ Абсолютного вахтера можно сравнить с антропоморфными
образами фантастических персонажей урбанистической лирики Блока. По словам Д.Е.
Максимова, эти персонажи "выходили из недр гротескно преобразованной
городской повседневности... и были художественно выявлены в сказочном или
полусказочном времени и пространстве"36. Максимов упоминает в
этой связи, в частности, стихотворения Блока "Петр" и
"Обман".
Обобщенный образ
северной столицы возникает и в композиции Ю. Шевчука "Черный пес
Петербург". Но образ этот существенно отличается от только что рассмотренного
образа Петербурга у Башлачева. Прежде всего
показательно олицетворение, к которому прибегает Шевчук для характеристики
Города:
Черный пес
Петербург, морда на лапах,
Стынут сквозь пыль
ледяные глаза.
В эту ночь я вдыхаю
твой каменный запах,
Пью названия улиц,
домов поезда...
Как и Башлачев, Шевчук — не коренной петербуржец.
Поэтому, быть может, они оба видят Город сразу, в целом. Один — с высоты
полета, другой — снизу, из каменных урочищ. Но и в том и в другом случае образ
Города получается цельным, будь то "праздничная открытка", либо
"черный пес Петербург".
Шевчук тяготеет в
своем видении Города скорее к традиции Гоголя, Достоевского и Мандельштама,
нежели к пушкинской, которая, пусть в инвертированном
виде, присутствует у Башлачева. Петербург у Шевчука — тяжелый, черный город,
где "наполняются пеплом в подъездах стаканы", где "дышит в
каждом углу по ночам странный шорох", где "любой монумент в состоянье
войны". Отметим, что и у Шевчука, как и у Башлачева, также возникает тема
"монумента", памятника Петру:
 
|