МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР

Высшая цель трикстера - достижение полной свободы, поэтому он пренебрегает всеми земными благами, ведет себя неразумно, глупо*. Трикстер принадлежит миру архаической мифологии, в котором еще не раз­делены божественное и человеческое начала, тьма и свет. Свой путь он всегда завершает до воцарения общего миропорядка. По­этому вполне справедливо обозначить его как "примитивное кос­мическое существо божественно-животной природы" [4, с. 276]. Так как трикстер асоциален, мифы о нем всегда содержат сатиру на общественный порядок, и устройство, он игнорирует установлен­ные обществом правила и нормы: "беспорядок — неотъемлемая часть жизни, и трикстер - воплощенный дух этого беспорядка", его функция - "внесение беспорядка в порядок и таким образом созда­ние целого, включение в рамки дозволенного опыта недозволенно­го" [3, с. 257]. Интересно, что в процессе развития мифа о триксте- ре возникло две разнонаправленные тенденции: образ трикстера сводился либо к образу культурного героя, либо к образу сатаны. Возможно, именно эта двойственность обусловила "универсализм" трикстера. С одной стороны, трикстер предстает как "теневая фи­гура, действующая антагонистически по отношению к личностно­му сознанию", как "коллективный теневой образ, воплощение всех низших черт индивидуальных характеров" [4, с.277]; с другой сто­роны, в силу статуса аутсайдера, маргинала трикстер предстает как фигура трагическая, жертвенная: "Вакджункага странствовал по этому миру и всех любил. Он всех называл своими братьями, но его в ответ оскорбляли. Он никого не мог одолеть. Каждый норо­вил подшутить над ним" (начало мифа о трикстере у индейцев племени виннебаго) [2, с. 211]. Сатира и насмешки трикстера над сакральным связаны с "кризисом божественного" - трикстер по­средством осмеяния (обращенная этикетность богохульственных праздников, вербальное святотатство) обновляет "износившихся богов". Суть трикстера, по Е.М.Мелетинскому, составляет "некий универсальный комизм, распространяющийся и на одураченных жертв плута, и на высокие ритуалы, и на асоциальность и невоз­держанность самого плута.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->