МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР

Этот универсальный комизм сродни  той карнавальной стихии, которая проявляется в элементах само­пародии и распущенности, имевших место в австралийских куль­товых ритуалах, римских сатурналиях, средневековой масленичной обрядности, "праздниках дураков" и др." [5, с. 27].

Следовательно, в лице трикстера мы видим некую пра- модель антагониста, имеющего демонически-комическую при­роду "в чистом виде". Все дальнейшие его реализации (мим, шут, арлекин, паяц, вагант, скоморох, дурень, юродивый; в сфе­ре литературы - Рейнеке-Лис, Тиль Уленшпигель, Ганс- Колбасник, Иван-Дурак) оказываются так или иначе "отягоще­ны" осознанием противопоставленности смехового мира и серь­езного. С течением времени у "последователей" трикстера мы наблюдаем всю большую противоречивость в сочетании черт богохульника и самоизвольного мученика, насмешника и осмеи­ваемого в одном лице, их заострение до предельной степени. Одним из примеров может служить фигура рок-исполнителя.

Обжорство и похотливость трикстера мы узнаем в лозунге "секс, наркотики и рок-н-ролл": свобода отношений, необуздан­ное пьянство, прием галлюциногенов и транквилизаторов явля­лись непременным условием стиля жизни рок-звезд. Неприкаян­ность, полная свобода трикстера от всякого рода предписаний и табу и нарушение последних находят выражение в маргиналь­ном статусе и асоциальном поведении рокеров. Кардинальное различие между фигурами трикстера и рок-исполнителя порож­дено принадлежностью первого к эпохе архаической мифологии, а второго - к эпохе постмодернизма, что обусловливает не толь­ко теоретическую, но и "практическую", онтологическую их не­равнозначность. Если трикстер - герой грубо-развлекательных мифов, вызывающий, наряду со смехом, - сочувствие, то рок- исполнитель - "последний герой" (В. Цой), воплощающий прин­цип жизнетворчества. Отсюда - известная доля трагедийности и суицидальная "традиция" в истории рока.

Приведем несколько примеров "трикстеризма" в роке. В 1963 году всех повергла в шок известная ленноновская фраза, произне­сенная на концерте в лондонском театре Принца Уэльского в адрес Елизаветы Второй и ее матери, вдовы короля Георга Пятого: "Те, кто сидят на дешевых местах, - хлопайте. А те, кто на дорогих, - просто гремите драгоценностями" [18, с. 49]. Для Оззи Осборна привыч

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->