МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР

Для Оззи Осборна привыч ным делом было поглощение летучих мышей и птиц на собственных концертах или пресс-конференциях. Известна также его попытка испражниться на памятник первым американским колонистам (ср. с кровожадностью трикстера, который поглощает детей, матерей, жи­вотных; с его профанированием святынь - так, Вакждункага выбра­сывает священную Связку Воина, не соблюдает Знахарский Обряд; с его нечистоплотностью - падает в собственные экскременты). Игги Поп был известен пристрастием к "8еНЧоа1Ып§" - агрессии, направ­ленной на самого себя: публичное кромсание кистей рук, груди (ср.: трикстер поджигает свой анус, поедает собственные внутренности, его правая рука сражается с левой).

Скандальная гипер-, гомо-, би- или транс-сексуальность рок-звезд - это не только дань пресловутой "сексуальной революции", но и трансформированная унисексуаль- ность трикстера: он представлен преимущественно как персонаж мужского пола, однако способен рожать, выходить замуж, нередко переодевается в женщину и др. В целом, любой рок-исполнитель, неся в себе черты трикстера, эпатирует публику (особая манера по­ведения, одежда), показывает попрание каких бы то ни было норм и традиций (неординарные поступки, нарушение правопорядка, кар­навальный характер рок-концертов).

Часто рок выходит за пределы сцены и простирается в жизнь, отсюда — скандальная слава и объем­ный мартиролог не только рокеров, но и их поклонников. Следует отметить, что в русском роке трикстерство заявлено несколько ина­че, чем в западном: правильнее будет говорить о его довлении фе­номену юродства в силу большей морально-идейной и нравственной значимости рока на постсоветском пространстве, в силу особых со­циально-политических условий его возникновения и развития. Можно сказать, что черты трикстера в большей мере заявлены у подражательных рок-групп, тогда как культовые фигуры русского рока больше тяготеют к образу юродивого.

Таким образом, мы видим, что мифологема трикстера являет­ся очень стойкой и жизнеспособной: помимо своих "воплощений" в античной, скандинавской, североамериканской и других мифологи­ях, в средневековой и возрожденческой народно-смеховой культуре, культуре "городских низов"

Нового времени, она нашла свое выра­жение также в XX веке в молодежной контркультуре - в лице рок- исполнителя. Сопоставление трикстера с рокером показало, что по­следний является "социализированным" вариантом трикстера, имеющим особый бытийственный статус и выполняющим опреде­ленную общественную роль: рок-исполнитель пытается показать условность и необязательность всех социальных норм, изнанку и фальшь официализированного мира культуры и предлагает выход за ее пределы (часто - ценой жизни). В перспективе перед нами стоит задача сопоставления рок-исполнителя с другими "про-трикстерски- ми" фигурами, а именно - соотношение древнерусского юродивого с рокером, что в контексте истории развития русского рока является, на наш взгляд, "генетически" и методологически наиболее верным.

читать пред.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->