МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР

Генезис рока восходит к древнейшим культовым, зрелищным и обрядовым формам: их влияние очевидно в самобытности звуча­ния, исполнения рок-произведений, в особенностях реализации по­следних (шоу-концерты, "квартирники"), в значимости роли рок- исполнителя, который нередко становится духовным лидером и на­ставником, подражательным примером для многотысячной армии поклонников. Поскольку рок развивался в русле "анти-культуры", оппозиционной официально принятому конгломерату норм, устано­вок, правил, т.е. в русле низовой, народно-смеховой культуры (в XX веке одним из ее вариантов можно считать молодежную контркуль­туру), то вполне правомерно утверждение, что прототипом совре­менного рок-исполнителя является мифологический трикстер как универсальный прообраз "анти-героя". То, что рок-культура возник­ла и развивалась в рамках "анти-культуры" (контркультуры), а ее внутренний пафос зиждется на идее бунта, протеста, преодоления всех ограничений и принципе трансгрессии, показано нами ранее [См.: 1; с. 12-15]. В данной же работе мы ставим перед собою цель обосновать взаимосвязь и преемственное отношение между роке­ром и архетипическим анти-героем - трикстером.

Проблема трикстера в науке связана с изучением культур­ного героя, поскольку трикстер - это "демонически-комический дублер", "отрицательный вариант" (Е.М. Мелетинский) послед­него. Зарубежными "классиками" проблемы образа трикстера являются П.Радин, К.Кереньи, К.Г.Юнг, К.Леви-Стросс, М.Элиаде и Й.Хейзинга. Пол Радин отмечает, что трикстер - это "архаическое §реси1иш тепИз, в котором отражается борьба че­ловека с самим собою и с миром" [2, с. 9]. На примере серии мифов североамериканских индейцев о трикстере он показывает эволюцию человека от природной бессознательности к социали­зации, оставляя, однако, за трикстером его универсальность: "он остается для каждого человека всем — богом, животным, челове­ком, героем, шутом, тем, кто был прежде добра и зла, отрицаю­щим, утверждающим, разрушителем и творцом" [2, с. 239].

читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважение>