МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР
Генезис
рока восходит к древнейшим культовым, зрелищным и обрядовым формам: их влияние
очевидно в самобытности звучания, исполнения рок-произведений,
в особенностях реализации последних (шоу-концерты, "квартирники"), в
значимости роли рок- исполнителя, который нередко становится духовным лидером и
наставником, подражательным примером для многотысячной армии поклонников.
Поскольку рок развивался в русле "анти-культуры", оппозиционной
официально принятому конгломерату норм, установок, правил, т.е. в русле
низовой, народно-смеховой культуры (в XX веке одним из ее вариантов можно
считать молодежную контркультуру), то вполне правомерно утверждение, что
прототипом современного рок-исполнителя является мифологический трикстер как
универсальный прообраз "анти-героя". То, что
рок-культура возникла и развивалась в рамках "анти-культуры"
(контркультуры), а ее внутренний пафос зиждется на идее бунта, протеста,
преодоления всех ограничений и принципе трансгрессии, показано нами ранее [См.: 1; с. 12-15]. В данной же работе мы ставим перед собою
цель обосновать взаимосвязь и преемственное отношение между рокером и
архетипическим анти-героем - трикстером.
Проблема трикстера в
науке связана с изучением культурного героя, поскольку трикстер - это
"демонически-комический дублер", "отрицательный вариант"
(Е.М. Мелетинский) последнего. Зарубежными "классиками" проблемы
образа трикстера являются П.Радин, К.Кереньи, К.Г.Юнг, К.Леви-Стросс, М.Элиаде
и Й.Хейзинга. Пол Радин отмечает, что трикстер - это "архаическое §реси1иш
тепИз, в котором отражается борьба человека с самим собою и с миром" [2,
с. 9]. На примере серии мифов североамериканских индейцев о трикстере он
показывает эволюцию человека от природной бессознательности к социализации, оставляя,
однако, за трикстером его универсальность: "он остается для каждого
человека всем — богом, животным, человеком, героем, шутом, тем, кто был прежде
добра и зла, отрицающим, утверждающим, разрушителем и творцом" [2, с.
239].
|