МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР
Для К.Кереньи трикстер -
это очень древний образ, "корень всех плутовских созданий мировой
литературы, охватывающий все времена и культуры", однако, "несводимый
только к литературной сущности" [3, с. 245]. Ученый находит множество
соответствий между образом трикстера и образом "плутовских" богов
античной мифологии. По Юнгу, трикстер является воплощением архаического
недифференцированного коллективного сознания, которое "соответствует душе,
едва оставившей животный уровень" [4, с. 271]. Леви-Стросс считает мифы
"инструментом первобытной логики, ищущей выхода из противоречий за счет
введения промежуточной фигуры "медиатора"" [5, с. 27]; в
качестве последней он признает именно трикстера.
Среди отечественных
ученых, изучавших образ трикстера, видное место занимают работы
Е.М.Мелетинского, Ю.И.Манина и В.Н.Топорова [См.:
6-11]. Интересны наблюдения и разработки и современных исследователей.
Е.С.Новик, наследуя Е.М.Мелетинского, рассматривает место фигуры трикстера в
структуре сказочного трюка [См. подробнее: 12];
Ю.И.Березкин предлагает "ареально-тематическую" классификацию типов
трикстера, представленных в мифологии аборигенов Америки и Сибири [См.
подробнее: 13]; П.Ю.Черносвитов проводит социально-психологический анализ
архетипов, в результате которого центральными и наиболее популярными
архетипическими фигурами оказываются "мудрец", "маг" и
"трикстер", где последний в контексте сегодняшнего мироощущения
представлен как Вини Пух, Карлсон, Остап Бендер [См.
подробнее: 14]. Мы причисляем к этому парадигматическому ряду и фигуру
рок-исполнителя. Сравнительный анализ фигур трикстера и рок-исполнителя был бы
невозможен без признания архаико-мифологической природы рока, изучения его
социально-психологических и общекультурных подоснов [См.
подробнее об этом: 15 и 16]. В общемировоззренческом плане актуальность
выбранной темы обусловлена: во-первых, возросшим в настоящее время интересом к
исследованию амбивалентных, парадоксальных явлений и процессов, изучению
крайних, предельных состояний и, во-вторых, очевидностью того, что технический
прогресс и цивилизация не сделали человечество "взрослее": мы
вернулись к мифологии только на ином хронологическом витке.
 
|