МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР
Для Оззи Осборна привыч ным делом было поглощение летучих мышей и птиц на
собственных концертах или пресс-конференциях. Известна также его попытка
испражниться на памятник первым американским колонистам (ср.
с кровожадностью трикстера, который поглощает детей, матерей, животных; с его
профанированием святынь - так, Вакждункага выбрасывает священную Связку Воина,
не соблюдает Знахарский Обряд; с его нечистоплотностью - падает в собственные
экскременты). Игги Поп был известен пристрастием к "8еНЧоа1Ып§" -
агрессии, направленной на самого себя: публичное кромсание кистей рук, груди
(ср.: трикстер поджигает свой анус, поедает собственные внутренности, его
правая рука сражается с левой).
Скандальная
гипер-, гомо-, би- или транс-сексуальность рок-звезд -
это не только дань пресловутой "сексуальной революции", но и
трансформированная унисексуаль- ность трикстера: он представлен преимущественно
как персонаж мужского пола, однако способен рожать, выходить замуж, нередко
переодевается в женщину и др. В целом, любой рок-исполнитель, неся в себе черты
трикстера, эпатирует публику (особая манера поведения, одежда), показывает
попрание каких бы то ни было норм и традиций (неординарные поступки, нарушение
правопорядка, карнавальный характер рок-концертов).
Часто рок выходит
за пределы сцены и простирается в жизнь, отсюда — скандальная слава и объемный
мартиролог не только рокеров, но и их поклонников. Следует
отметить, что в русском роке трикстерство заявлено несколько иначе, чем в западном:
правильнее будет говорить о его довлении феномену юродства в силу большей
морально-идейной и нравственной значимости рока на постсоветском пространстве,
в силу особых социально-политических условий его возникновения и развития.
Можно сказать, что черты трикстера в большей мере заявлены у подражательных
рок-групп, тогда как культовые фигуры русского рока больше тяготеют к образу
юродивого.
Таким образом, мы видим,
что мифологема трикстера является очень стойкой и жизнеспособной: помимо своих
"воплощений" в античной, скандинавской, североамериканской и других
мифологиях, в средневековой и возрожденческой народно-смеховой культуре,
культуре "городских низов"
Нового времени, она нашла свое выражение также в XX
веке в молодежной контркультуре - в лице рок- исполнителя. Сопоставление
трикстера с рокером показало, что последний является
"социализированным" вариантом трикстера, имеющим особый бытийственный
статус и выполняющим определенную общественную роль: рок-исполнитель пытается
показать условность и необязательность всех социальных норм, изнанку и фальшь
официализированного мира культуры и предлагает выход за ее пределы (часто -
ценой жизни). В перспективе перед нами стоит задача сопоставления
рок-исполнителя с другими "про-трикстерски-
ми" фигурами, а именно - соотношение древнерусского юродивого с рокером,
что в контексте истории развития русского рока является, на наш взгляд,
"генетически" и методологически наиболее верным.
|