МАСКИ РУССКОГО РОКА: ТРИКСТЕР
Этот универсальный комизм
сродни той карнавальной стихии, которая
проявляется в элементах самопародии и распущенности, имевших место в
австралийских культовых ритуалах, римских сатурналиях, средневековой
масленичной обрядности, "праздниках дураков" и др." [5, с. 27].
Следовательно, в
лице трикстера мы видим некую пра- модель антагониста,
имеющего демонически-комическую природу "в чистом виде". Все
дальнейшие его реализации (мим, шут, арлекин, паяц, вагант, скоморох, дурень,
юродивый; в сфере литературы - Рейнеке-Лис, Тиль Уленшпигель, Ганс- Колбасник, Иван-Дурак) оказываются так или иначе
"отягощены" осознанием противопоставленности смехового мира и серьезного.
С течением времени у "последователей" трикстера мы наблюдаем всю
большую противоречивость в сочетании черт богохульника и самоизвольного
мученика, насмешника и осмеиваемого в одном лице, их заострение до предельной
степени. Одним из примеров может служить фигура рок-исполнителя.
Обжорство и похотливость трикстера мы узнаем в лозунге
"секс, наркотики и рок-н-ролл": свобода отношений, необузданное
пьянство, прием галлюциногенов и транквилизаторов являлись непременным
условием стиля жизни рок-звезд. Неприкаянность, полная свобода трикстера от
всякого рода предписаний и табу и нарушение последних находят выражение в
маргинальном статусе и асоциальном поведении рокеров. Кардинальное различие
между фигурами трикстера и рок-исполнителя порождено принадлежностью первого к
эпохе архаической мифологии, а второго - к эпохе постмодернизма, что
обусловливает не только теоретическую, но и "практическую",
онтологическую их неравнозначность. Если трикстер - герой грубо-развлекательных мифов, вызывающий, наряду со
смехом, - сочувствие, то рок- исполнитель -
"последний герой" (В. Цой), воплощающий принцип
жизнетворчества. Отсюда - известная доля трагедийности и суицидальная
"традиция" в истории рока.
Приведем несколько
примеров "трикстеризма" в роке. В 1963 году всех повергла в шок
известная ленноновская фраза, произнесенная на концерте в лондонском театре
Принца Уэльского в адрес Елизаветы Второй и ее матери,
вдовы короля Георга Пятого: "Те, кто сидят на дешевых местах, - хлопайте.
А те, кто на дорогих, - просто гремите драгоценностями" [18, с. 49]. Для
Оззи Осборна привыч
 
|