РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Контркультура предполагает оппозицию
"официальным" культурным ценностям, адаптированным буржуазным
массовым сознанием и являющимся одним из удобных инструментов поддержания
интеллектуального статус-кво.
Контркультура является частью
"субкультуры протеста", возникшей как реакция на "аффирмативный
характер буржуазной культуры, которая одновременно берет на себя и отнимает у
индивидов заботу о праве на счастье19.
Концепция контркультуры сформировалась
под влиянием "новой левой" идеологии, впитавшей в себя круг идей
философов "Франкфуртской школы" (прежде всего, М. Хоркхаймера и Т.
Адорно, а также Г. Маркузе и Э. Фромма). Американский леворадикальный социолог
Ч.Р. Миллс в 1960 году публикует "Письмо к новым левым"20,
где утверждает, что в наступившую эпоху движущей силой коренных социальных
изменений становится молодежь и выражает стремление направить энергию
"морального подъема" студенческой молодежи в русло политической
борьбы.
Суть этой борьбы, захватывающей и сферы
культуры, станет яснее, если обратиться к концепции Хоркхаймера-Адорно,
изложенной в книге "Диалектика просвещения", где моделью подлинной
культуры оказывается искусство авангарда, представляющее собой, по мысли авторов,
абсолютную противоположность "индустриально" продуцируемой
"массовой" культуре.
Авангардистская культура (вернее,
антикультура) живет противостоянием "массе" и "массовому
сознанию". Хоркхаймер и Адорно считают, что культура (под которой в данном
случае подразумевается прежде всего "популярная
культура" XIX в. и "массовая культура" XX в. с кино, радио,
журналами и т.п.) заняла в буржуазном обществе место религии, утрачивающей свое
значение нравственно "сдерживающего начала" по мере разрушений
остатков докапиталистических форм социальной жизни.
И соответственно на место
нравственно-религиозного цементирования связи между людьми приходит
эстетически-идеологический способ их объединения в некую целостность, которая
сама, в свою очередь, получает характер некоей "тотальности", все
равно, откровенно ли фашистского (как в гитлеровском "рейхе") или
"фашизоидного" (как, например, в США) типа.21
Ю.Н. Давыдов, чьи работы об эстетических
концепциях "новых левых" и о социологии контркультуры можно считать
классическими, отмечает последующую эволюцию взглядов "новых левых"
на проблему, какой именно тип авангардистского сознания наиболее действенным
образом может противостоять массовой культуре:
 
|