РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

 Контркультура предполагает оппозицию "официальным" культурным ценностям, адаптированным буржуазным массовым сознанием и являющимся одним из удобных инструментов поддержания интеллектуального статус-кво.

Контркультура является частью "субкультуры протеста", возникшей как реакция на "аффирмативный характер буржуазной культуры, которая одновременно берет на себя и отнимает у индивидов заботу о праве на счастье19.

Концепция контркультуры сформировалась под влиянием "новой левой" идеологии, впитавшей в себя круг идей философов "Франкфуртской школы" (прежде всего, М. Хоркхаймера и Т. Адорно, а также Г. Маркузе и Э. Фромма). Американский леворадикальный социолог Ч.Р. Миллс в 1960 году публикует "Письмо к новым левым"20, где утверждает, что в наступившую эпоху движущей силой коренных социальных изменений становится молодежь и выражает стремление направить энергию "морального подъема" студенческой молодежи в русло политической борьбы.

Суть этой борьбы, захватывающей и сферы культуры, станет яснее, если обратиться к концепции Хоркхаймера-Адорно, изложенной в книге "Диалектика просвещения", где моделью подлинной культуры оказывается искусство авангарда, представляющее собой, по мысли авторов, абсолютную противоположность "индустриально" продуцируемой "массовой" культуре.

Авангардистская культура (вернее, антикультура) живет противостоянием "массе" и "массовому сознанию". Хоркхаймер и Адорно считают, что культура (под которой в данном случае подразумевается прежде всего "популярная культура" XIX в. и "массовая культура" XX в. с кино, радио, журналами и т.п.) заняла в буржуазном обществе место религии, утрачивающей свое значение нравственно "сдерживающего начала" по мере разрушений остатков докапиталистических форм социальной жизни.

И соответственно на место нравственно-религиозного цементирования связи между людьми приходит эстетически-идеологический способ их объединения в некую целостность, которая сама, в свою очередь, получает характер некоей "тотальности", все равно, откровенно ли фашистского (как в гитлеровском "рейхе") или "фашизоидного" (как, например, в США) типа.21

Ю.Н. Давыдов, чьи работы об эстетических концепциях "новых левых" и о социологии контркультуры можно считать классическими, отмечает последующую эволюцию взглядов "новых левых" на проблему, какой именно тип авангардистского сознания наиболее действенным образом может противостоять массовой культуре:

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->