РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
"Если первоначально "новые
левые" тяготели к тем тенденциям, которые были теоретически резюмированы
(и "идеологизированы") в работах Адорно — речь идет о тенденциях,
персонифицированных в области музыки Шенбергом, Бергом и Веберном, в живописи —
Пикассо, в драматургии — Беккетом и т.д., — то постепенно положение менялось.
Установка на "единство"
экспрессионизма и конструктивизма, утверждавшаяся Адорно и
"адорнитами", была сперва потеснена, а затем
и вовсе вытеснена тяготением к нерефлексированному, стихийному, спонтанному
прорыву и бунту. На поверхность авангардистского сознания снова всплыл
сюрреализм, игнорированный Адорно и подвергнутый критике Сартром."22
В конце 60-х годов "новые
левые" идеологи предпочитают "тех художников, чья творческая
спонтанность осознавалась как социальный протест, так что их бунт в искусстве
переживался как восстание против буржуазного общества."23 Ю.
Давыдов отмечает также тяготение "новых левых" "к поп- и оп-арту, к битлам, роллингам24 и другим
новейшим формам поп-музыки".25
Контркультура явилась тем плодом, который
дала "новая левая" идеология. Контркультура переводила протест
молодежи из плана социального в план метафизический. И если после неудачи
"молодежной революции" 1968
г., прокатившейся волнами массовых антиправительственных
выступлений по странам Западной Европы (наиболее экстремистский характер они
носили во Франции и в Западной Германии) и захватившей США, идеи "новых
левых" относительно переустройства политической системы утратили
популярность, то контркультура "канализировала" энергию отрицания в
другое русло.
Культурно-исторический феномен
контркультуры получил теоретическое оформление в работах Т. Роззака
"Создание контркультуры"26 и Ч.Рейча "Зеленеющая
Америка".27 В произведениях американских мыслителей
контркультура выступает как некая интегральная идея нового миропереживания и
жизнетворчества.
Роззак постулирует,
что "новому левому" радикализму недостает метафизической глубины.
Главным объектом борьбы нонконформистски настроенной молодежи он считает не
политические институты общества, а технократию, являющуюся результатом
рационально-научного типа сознания, сформировавшегося еще в эпоху
 
|