РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Пушкин рисует гроб всплывший культуры,
Медный Петр
добывает стране купорос.
Тема Петербурга-кладбища задается с первых строк
романа Вагинова "Труды и дни Свистонова", причем у него, как и у Шевчука, образ "города
мертвых" связан с водным пространством, а сама тема смерти получает вполне будничное освещение: "Канал протекал
позади дома, в котором жил Свистонов. Весной на канале появлялись
грязечерпалки, летом — лодки, осенью — молодые утопленницы"42.
В анализируемой
строфе Шевчука гротескный карнавал достигает апогея. Пушкин и Петр, символы
города предстают здесь в пародийно-сниженном ключе.
"Солнце
русской поэзии" становится гробовщиком культуры (эта строка вновь отсылает
к тексту "Медного всадника": "Гроба с размытого кладбища // Плывут по улицам! Народ // Зрит
божий гнев и казни ждет"43).
Высшей точкой, pointe "потока сумасшествий" становится
переосмысленный образ демиурга города, "гения места", "державца
полумира", обретающий в изменившейся реальности чисто утилитарное
назначение. Император, гордо мечтавший "в Европу прорубить окно",
занят будничным и прозаическим делом. Причем это новое призвание Петра —
"добывать стране купорос" — лишь подчеркивает общий апокалиптический
характер происходящего.
Мрачность
вступления, однако, снимается в тексте композиции "Ленинград", где
петербургская весна предстает, несмотря на все свои негативные стороны, как
жизнеутверждающий символ.
В первой строфе,
как и во вступлении, возникает пейзаж Петербурга, но он имеет — в сравнении с
пейзажем "Субботы" — противоположный эмоциональный заряд:
А в каналах вода
отражает мосты,
И обрывы дворцов, и
колонны-леса,
И стога куполов, и
курятник-киоск,
Раздающий
за так связки вяленых роз...
Здесь
мы видим традиционный образ исторического Петербурга (ср. у Пушкина во
вступлении к "Медному всаднику":
 
|