РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
По оживленным
берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен...44
Однако несмотря на четкую
связь с традицией, образ исторического Петербурга у Шевчука неразрывно связан с
современностью, поэтому на равных с "обрывами дворцов" в его тексте
существует и "курятник-киоск". Ироническая метафора "связки
вяленых роз" может быть воспринят как
"осовремененное отражение" пушкинской строки "девичьи лица ярче
роз".
Интересно, что у Шевчука подчеркивается
фантасмагоричность города, возникшего из борьбы стихии и культуры,
реализованной в петербургском мифе как антитеза воды и камня. Лотман отмечает, что "петербургский камень — артефакт, а не
феномен природы".45 Шевчук переосмысливает тему искусственного,
"умышленного" города, возникшего на пустынном и ровном, лишенном
особых красот природы, месте.
Поэтому "искусственная",
"вторая" природа в Петербурге как бы замещает собой естественную
природную среду. Дворцы и колонны наделяются в тексте композиции признаками
"природных", "диких" образований: дворцы становятся утесами,
обрывающимися к воде, колонны предстают каменным лесом, метафора "стога
куполов" неожиданно вносит в урбанизированную среду элемент деревенского
пейзажа.
Образ
города-призрака, города-миража возникает из столкновения двух планов бытия: с
одной стороны, здесь можно "прочитать" некий "сон природы о
несуществующем городе", с другой стороны — "сон каменного города о
несуществующей природе". Семантика отражения, зеркальности делает эти два
плана взаимопроникающими.
Композиция
обильно "населена" реалиями города на Неве "С окнами, парками,
львами, титанами, // Липами, сфинксами, медью, "аврорами"..."
В пестром
перечислении прослеживается тенденция автора к смешению различных временных
планов, когда не выделяется в особенности ни один из них.
 
|