РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

В данном контексте "авроры", олицетворяющие октябрьский переворот 1917 года, мирно соседствуют с относящимися совсем к другим историческим эпохам "медью" и "титанами" (вновь "Медный всадник") и "сфинксами" (здесь возможна отсылка к блоковскому стихотворению "Она пришла из дикой дали..." и к образу России-сфинкса из "Скифов"). Неконфликтное сосуществование данных историко-культурных реалий в тексте композиции объясняется тем, что они как бы "прослаиваются" и обрамляются "нейтральными" городскими приметами — "окна", "парки", "липы".

 

По жанру "Ленинград" может быть отнесен к посланию, поскольку значительное место в тексте композиции занимает прямое обращение лирического героя к персонифицированному городу:

Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище,

Марсово пастбище. Зимнее кладбище!..

Данное обращение можно сравнить с обращением в торжественной оде Петербургу во вступлении к пушкинской поэме ("Люблю тебя, Петра творенье..."). Несмотря на различную стилистическую окрашенность (возвышенная речь Пушкина, контрастирующая с фамильярной иронией Шевчука), в обоих текстах можно выделить черты сходства, поскольку в них упоминаются исторически значимые топосы северной столицы: и "воинственная живость // Потешных Марсовых полей" (у Шевчука — характерное ироническое переименование "Марсово пастбище"), и "царский дом" (в соответствии с шевчуковским видением города — "Зимнее кладбище").

При этом, если у Пушкина олицетворение "младшей столицы" и "старой Москвы" происходит в рамках бинарной оппозиции "новая царица" — "порфироносная вдова", то у Шевчука олицетворение строится по иной модели:

Отпрыск России, на мать не похожий,

Бледный, худой, евроглазый прохожий,

— обращается он к Петербургу, то есть здесь уже не старшая и младшая царицы, а система отношений "мать — сын". Общим в этих двух типах олицетворений является подчеркивание новизны города и непохожести его на породившую и окружающую среду.

 

Характерно также обращение к самому нерусскому из всех русских городов, которое используется Шевчуком в тексте композиции:

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->