РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Герр Ленинград, до пупа затоваренный,

Жареный, пареный, дареный, краденый!

Мсье Ленинград, революцией меченный,

Мебель паливший, дом перекалеченный...

И далее:

Сэр Ленинград, вы теплом избалованы,

Вы в январе уже перецелованы,

Пан Ленинград, я влюбился без памяти

В Ваши стальные глаза...

Тем самым подчеркивается "европеизм" Петербурга-Ленинграда, его "экстерриториальность" по отношению к остальной части российской империи. Однако город при этом остается "отпрыском России". -

 

Петербургская весна у Шевчука предстает как типично русская разгульная стихия, что подчеркивается рефренами, завершающими каждую строфу композиции: "А за ним (за южным ветром — Т. Л.), как чума, — весна...", "Непонятна весьма весна...", "Виновата она — весна..." и, наконец, "Напои допьяна, весна!.." Отметим, что во вступлении к "Медному всаднику" также присутствует упоминание не только о зимнем и летнем, но и о весеннем Петербурге:

...взломав свой синий лед,

Нева к морям его несет,

И чуя вешни дни, ликует.46

Характеристики Петербурга-Ленинграда у Шевчука даны с точки зрения "внешнего не-петербургского наблюдателя" (определение Ю.М. Лотмана). В уже цитировавшейся выше статье Лотман отмечает, что "ощущение петербургской специфики входит в ее самосознание... Это может быть "взгляд из Европы" или "взгляд из России"47.

У Пушкина, как пишет Томашевский, "тема Петербурга сливается с темой Петра, с темой русской истории, с темой новой России, такой, как она сложилась в XVIII в. и какой она вошла в XIX в."48, то есть взгляд поэта можно с полным основанием назвать "взглядом из России".

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->