РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Герр Ленинград,
до пупа затоваренный,
Жареный, пареный,
дареный, краденый!
Мсье
Ленинград, революцией меченный,
Мебель паливший,
дом перекалеченный...
И далее:
Сэр
Ленинград, вы теплом избалованы,
Вы в январе уже
перецелованы,
Пан
Ленинград, я влюбился без памяти
В Ваши стальные
глаза...
Тем самым подчеркивается
"европеизм" Петербурга-Ленинграда, его
"экстерриториальность" по отношению к остальной части российской
империи. Однако город при этом остается "отпрыском России". -
Петербургская весна
у Шевчука предстает как типично русская разгульная стихия, что подчеркивается
рефренами, завершающими каждую строфу композиции: "А за ним (за южным
ветром — Т. Л.), как чума, — весна...", "Непонятна весьма
весна...", "Виновата она — весна..." и, наконец, "Напои допьяна, весна!.." Отметим, что во вступлении к
"Медному всаднику" также присутствует упоминание не только о зимнем и
летнем, но и о весеннем Петербурге:
...взломав свой
синий лед,
Нева к морям его
несет,
И чуя вешни дни,
ликует.46
Характеристики Петербурга-Ленинграда у Шевчука даны
с точки зрения "внешнего не-петербургского наблюдателя" (определение Ю.М.
Лотмана). В уже цитировавшейся выше статье Лотман отмечает, что "ощущение
петербургской специфики входит в ее самосознание... Это может быть "взгляд
из Европы" или "взгляд из России"47.
У Пушкина, как
пишет Томашевский, "тема Петербурга сливается с темой Петра, с темой
русской истории, с темой новой России, такой, как она сложилась в XVIII в. и
какой она вошла в XIX в."48, то есть взгляд поэта можно с
полным основанием назвать "взглядом из России".
 
|