РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Просвещения. Согласно
Роззаку, бесчеловечность современной цивилизации — это бесчеловечность науки и
неразрывно связанного с нею рационального сознания. Рациональному сознанию
Роззак противопоставляет "визионерское воображение", художественную
фантазию, "дионисийское эго".
Роззак сопоставляет в
своей книге трактовку категории отчуждения у представителя Франкфуртской школы
Г. Маркузе28, выступающего в данном случае как типичный носитель
социальной философии "новых левых" и у Н. Брауна, которого Роззак
относит к контркультурным идеологам.29
У обоих этих, столь несхожих, мыслителей
ключевой проблемой современности признается проблема отчуждения, причем они
рассматривают отчуждение скорее как психический, а не как социальный (в духе
марксизма) феномен. Рациональный тип сознания, ведущий к тотальному отчуждению,
нуждается в преобразовании.
Принцип Брауна (с которым
солидаризируется Роззак), как и принцип контркультуры вообще — это
"онтология", обретенная "на дне" психологии, — там, где, по
Фрейду, объединяются Эрос и Танатос. Подавление чувственного начала, по
Роззаку, дает негативные последствия и превращает культуру в "культуру
человеческого отчуждения". Спонтанные проявления чувственности,
коррелирующие со спонтанностью сознания — основа контркультурного мироощущения.
Психопатолог Браун, которого Роззак выдвигает в качестве "столпа"
контркультурного миросозерцания, предлагает человеку попробовать полностью
реализовать себя в "метафизическом акте самоизживания витальных потенций
тела".
Свободному "самоизживанию" не
должно быть никаких препятствий — ни со стороны идеологии, ни со стороны
религии, ни со стороны нравственности. Только в этом случае человек может
"возлюбить" свою смерть, примирить жизнь и смерть в своем сознании и
снять отчуждение, стать по-настоящему свободным. Такая ситуация полной свободы,
названная Роззаком "археологией психического", предстает в творениях У.
Блейка, Я. Бёме, Ф. Ницше.
Таким образом
подчеркивается решающая роль "ночного сознания" в противовес
"дневному", как наиболее продуктивного в творческом плане и
способствующего формированию нового, "интегрального" взгляда на
сущность человеческой природы. Символом (и предтечей) контркультуры, согласно
Роззаку, стал шокирующий в конце 50-х и "стереотипный" в конце 60-х
годов образ битника и хиппи, обособившегося и поглощенного собой в
наркотическом опьянении и "экстазе созерцания" открывшихся ему видений.
 
|