РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Просвещения. Согласно Роззаку, бесчеловечность современной цивилизации — это бесчеловечность науки и неразрывно связанного с нею рационального сознания. Рациональному сознанию Роззак противопоставляет "визионерское воображение", художественную фантазию, "дионисийское эго".

Роззак сопоставляет в своей книге трактовку категории отчуждения у представителя Франкфуртской школы Г. Маркузе28, выступающего в данном случае как типичный носитель социальной философии "новых левых" и у Н. Брауна, которого Роззак относит к контркультурным идеологам.29

У обоих этих, столь несхожих, мыслителей ключевой проблемой современности признается проблема отчуждения, причем они рассматривают отчуждение скорее как психический, а не как социальный (в духе марксизма) феномен. Рациональный тип сознания, ведущий к тотальному отчуждению, нуждается в преобразовании.

Принцип Брауна (с которым солидаризируется Роззак), как и принцип контркультуры вообще — это "онтология", обретенная "на дне" психологии, — там, где, по Фрейду, объединяются Эрос и Танатос. Подавление чувственного начала, по Роззаку, дает негативные последствия и превращает культуру в "культуру человеческого отчуждения". Спонтанные проявления чувственности, коррелирующие со спонтанностью сознания — основа контркультурного мироощущения. Психопатолог Браун, которого Роззак выдвигает в качестве "столпа" контркультурного миросозерцания, предлагает человеку попробовать полностью реализовать себя в "метафизическом акте самоизживания витальных потенций тела".

Свободному "самоизживанию" не должно быть никаких препятствий — ни со стороны идеологии, ни со стороны религии, ни со стороны нравственности. Только в этом случае человек может "возлюбить" свою смерть, примирить жизнь и смерть в своем сознании и снять отчуждение, стать по-настоящему свободным. Такая ситуация полной свободы, названная Роззаком "археологией психического", предстает в творениях У. Блейка, Я. Бёме, Ф. Ницше.

Таким образом подчеркивается решающая роль "ночного сознания" в противовес "дневному", как наиболее продуктивного в творческом плане и способствующего формированию нового, "интегрального" взгляда на сущность человеческой природы. Символом (и предтечей) контркультуры, согласно Роззаку, стал шокирующий в конце 50-х и "стереотипный" в конце 60-х годов образ битника и хиппи, обособившегося и поглощенного собой в наркотическом опьянении и "экстазе созерцания" открывшихся ему видений.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->