РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Название "Вавилон" становится ключевым
словом, объясняющим содержание композиции. Понятие "Вавилон"
перерастает рамки города и становится универсальным обозначением "состояния
ума" ("Но Вавилон — это состоянье ума; понял ты или нет"). Мы
видим, что от обозначения степени древности города и символа его обреченности
понятие
"Вавилон" эволюционирует в тексте данной
композиции к более глубокому, психологическому значению, также заложенному в
библейском мифе: метафора "Вавилон как состоянье ума" апеллирует к
"вавилонскому смешению языков", последовавшему жителям в качестве
божьего наказания за их непомерную гордыню (стремление построить башню до
самого неба).
В этом плане судьба
Вавилона действительно может быть в определенном плане соотнесена с судьбой
Петербурга, утратившего после 1918
г. статус столицы государства Российского. Следует
отметить, что и само Российское государство к этому моменту уже давно
прекратило свое существование, претерпев кровавую метаморфозу.
Тема Вавилона
обыгрывается и в названии альбома "Аквариума" 1993 г. "Библиотека
Вавилона. Архив. История. Том IV", восходящем, помимо
прочих ассоциаций, и к известному рассказу Х.-Л.Борхеса, где тема Вавилона как
воплощения вечности получает оригинальную трактовку.
Лирический герой,
личность автора в текстах петербургских рок-композиций,
подобно героям петербургских повестей Гоголя, предстает как "жертва
Петербурга, для которой характерна позиция страха, неуверенности, одиночества и
бессилия... "58
Таким
образом, в рассмотренных рок-композициях очевидно присутствие наиболее
характерных атрибутов Петербургского текста.
Однако, поскольку
рок-поэзия создается поэтами, ориентирующимися на массовое сознание, для
обозначения в ней темы Петербурга используются лишь знаки Петербургского текста
и петербургских мифов.
Тем не менее,
"вписанность" лирики Гребенщикова, Башлачева и Шевчука в
Петербургский текст, хотя и на "низовом" его уровне, позволяет
сделать вывод о том, что корни русской рок-поэзии
следует искать не только в англоамериканской, но и в национальной литературной
традиции.
 
|