РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Рок-поэзия тяготеет к
максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных,
культурно-исторических и бытовых реалий и базирующейся, в частности, на
разрушении в текстах рок-композиций традиционной композиционной структуры, на
лапидарности и фрагментарности стиля, оставляющей возможность
"достраивания" скрытых смыслов в воображении реципиента, а также на
"размывании" границ между понятиями поэзии и прозы, являющемся одной
из отличительных черт литературы XX
века.
Прозаизация стиха в рок-поэзии
является, таким образом, результатом, с одной стороны, взаимодействия
"классической поэзии" с прозой, а с другой стороны, результатом
широкого проникновения в поэтический язык "речи улицы", сленга.
Одной из особенностей текста рок-композиции
является широкое, носящее эстетически-игровой характер, использование мифологических, литературных и
всякого рода историко-культурных реминисценций по принципу их многократного
наслоения, в результате чего происходит контаминация или столкновение сходных,
но не тождественных "комбинаторно-приращенных смыслов".
При этом
характерной чертой рок-поэзии является ее игровой
характер, использование приема гротеска, карнавализации, абсурда. Комическое и
трагическое оказываются в рок-текстах амбивалентными
категориями, что характерно для гротеска авангарда. Характерная для рок-культуры и рок-поэзии "карнавальность" соотносится
с особенностями "карнавального мироощущения", присущего творчеству
обэриутов, в художественной системе которых традиционное мировоззрение
подвергается ревизии, жизнь представляется исполненной трагикомизма и абсурда.
Многие тексты рок-композиций Б. Гребенщикова тяготеют к авангардному
гротеску и обэриутской эстетике ("Корнелий Шнапс", "Поручик
Иванов", "Боже, помилуй полярников" и др.).
Творчество Гребенщикова можно рассматривать и в
русле неомифологической тенденции в литературе XX века.
 
|