РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Рок-поэзия тяготеет к максимальной многозначности, возникающей из столкновения стихийно-природных, культурно-исторических и бытовых реалий и базирующейся, в частности, на разрушении в текстах рок-композиций традиционной композиционной структуры, на лапидарности и фрагментарности стиля, оставляющей возможность "достраивания" скрытых смыслов в воображении реципиента, а также на "размывании" границ между понятиями поэзии и прозы, являющемся одной из отличительных черт литературы XX века.

 

Прозаизация стиха в рок-поэзии является, таким образом, результатом, с одной стороны, взаимодействия "классической поэзии" с прозой, а с другой стороны, результатом широкого проникновения в поэтический язык "речи улицы", сленга.

 

Одной из особенностей текста рок-композиции является широкое, носящее эстетически-игровой характер,  использование мифологических, литературных и всякого рода историко-культурных реминисценций по принципу их многократного наслоения, в результате чего происходит контаминация или столкновение сходных, но не тождественных "комбинаторно-приращенных смыслов".

При этом характерной чертой рок-поэзии является ее игровой характер, использование приема гротеска, карнавализации, абсурда. Комическое и трагическое оказываются в рок-текстах амбивалентными категориями, что характерно для гротеска авангарда. Характерная для рок-культуры и рок-поэзии "карнавальность" соотносится с особенностями "карнавального мироощущения", присущего творчеству обэриутов, в художественной системе которых традиционное мировоззрение подвергается ревизии, жизнь представляется исполненной трагикомизма и абсурда.

Многие тексты рок-композиций Б. Гребенщикова тяготеют к авангардному гротеску и обэриутской эстетике ("Корнелий Шнапс", "Поручик Иванов", "Боже, помилуй полярников" и др.).

Творчество Гребенщикова можно рассматривать и в русле неомифологической тенденции в литературе XX века.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->