РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Истоки неомифологической тенденции относятся к поэзии русского символизма и определяются в работах З.Г. Минц, Д.Е. Максимова, Р.Д. Тименчика. Гребенщиков пытается создать свой собственный "миф о мире", который по аналогии с символистским мифом о мире, где также используются культурные реминисценции и мифологемы, "знаки — заместители целостных ситуаций и сюжетов, несущих в себе память о прошлом и будущем состоянии образов, вводимых в символистский текст" (Минц), можно охарактеризовать как "контркультурную разновидность постмодернистского мифа о мире", поскольку контркультура и постмодернизм соотносятся в плане общих мировоззренческих и эстетических установок, одинаково воспринимая "европейскую традицию" как буржуазно-рационалистическую и тем самым неприемлемую, а художники, принадлежащие к обеим системам, пытаются передать свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом художественного произведения.

 

У символистов природа мифа носит интеллектуальный характер, он возникает в контексте мировой культуры на основе аллюзий и реминисценций. Рок-поэзия, напротив, делает ставку на то, чтобы "освободить" сознание от перенасыщенности культурными аллюзиями и погрузить реципиента в коллективное бессознательное с присущими ему архетипами. Суггестивность необходима Гребенщикову для моделирования в сознании такого состояния, в котором в родовой поэзии создавался миф.

Его поэзии присуща перенасыщенность метафорами, усложненность образности, мифологизация жизненных явлений, при том, что лирические переживания творческой личности поэта занимают значительное место в содержании его поэзии. Сравнительный анализ текстов стихотворения А. Блока "Как тяжело ходить среди людей..." и композиции Б. Гребенщикова "Моей звезде", позволяет высказать предположение о том, что в определенном аспекте тексты рок-композиций этого автора тяготеют к поэтике русского символизма.

 

Отмечается также определенное совпадение творческой позиции Б. Гребенщикова с эстетическими исканиями представителей концептуальной и метареалистической поэзии. Для концептуализма характерно "сращение "газетного" и "мистического" жаргонов". Данные характеристики концептуализма вполне применимы и к рок-поэзии. читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->