РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Истоки неомифологической тенденции относятся к
поэзии русского символизма и определяются в работах З.Г. Минц, Д.Е. Максимова,
Р.Д. Тименчика. Гребенщиков пытается создать свой собственный "миф о мире", который по
аналогии с символистским мифом о мире, где также используются культурные
реминисценции и мифологемы, "знаки — заместители целостных ситуаций и
сюжетов, несущих в себе память о прошлом и будущем состоянии образов, вводимых
в символистский текст" (Минц), можно охарактеризовать как
"контркультурную разновидность постмодернистского мифа о мире",
поскольку контркультура и постмодернизм соотносятся в плане общих
мировоззренческих и эстетических установок, одинаково воспринимая
"европейскую традицию" как буржуазно-рационалистическую и тем самым
неприемлемую, а художники, принадлежащие к обеим системам, пытаются передать
свое восприятие хаотичности мира сознательно организованным хаосом
художественного произведения.
У символистов
природа мифа носит интеллектуальный характер, он возникает в контексте мировой
культуры на основе аллюзий и реминисценций. Рок-поэзия, напротив, делает ставку
на то, чтобы "освободить" сознание от перенасыщенности культурными
аллюзиями и погрузить реципиента в коллективное
бессознательное с присущими ему архетипами. Суггестивность необходима
Гребенщикову для моделирования в сознании такого состояния, в котором в родовой
поэзии создавался миф.
Его поэзии присуща
перенасыщенность метафорами, усложненность образности, мифологизация жизненных
явлений, при том, что лирические переживания
творческой личности поэта занимают значительное место в содержании его поэзии.
Сравнительный анализ текстов стихотворения А. Блока "Как тяжело ходить
среди людей..." и композиции Б. Гребенщикова "Моей звезде",
позволяет высказать предположение о том, что в определенном аспекте тексты рок-композиций этого автора тяготеют к поэтике русского
символизма.
Отмечается также определенное совпадение творческой
позиции Б. Гребенщикова с эстетическими исканиями представителей концептуальной
и метареалистической поэзии. Для концептуализма характерно "сращение
"газетного" и "мистического" жаргонов". Данные
характеристики концептуализма вполне применимы и к рок-поэзии.
 
|