РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Тяга битников и хиппи к
"магическому и ритуальному", к "племенному закону", к
"психоделическому опыту" ведет в конечном итоге, с точки зрения
Роззака, к "воскрешению древнего шаманства", а оно, в свою очередь,
является наиболее общим направлением, к которому тяготеет контркультура.
Итак, концепция Роззака определяет контркультуру как
некую равнодействующую форму молодежного протеста второй половины XX века, вычленившуюся на рубеже
60-70-х годов в особый тип сознания и поведения, мироощущения и образа жизни.
Но возможно и иное понимание
контркультуры. Ч.Рейч понимает ее в более широком смысле. Согласно его
концепции, все формы молодежного бунта ("битничество, хиппизм, экстремизм
"новых левых"), направленного против истеблишмента, можно считать
элементами контркультуры.
Терминологическая путаница, возникающая
при использовании одного и того же
термина — "контркультура" — для обозначения двух неравнозначных
феноменов, несколько упорядочивается тем, что Рейч предпочитает в своей работе
чаще использовать синонимический термин "Сознание III". Иследователь
выделяет в истории США последовательно три типа сознания.
Сознание I, время возникновения которого
отнесено к середине XIX в.,
характеризуется верой в индивидуальные усилия, (которые должны
в конечном счете привести к благосостоянию страны и народа в целом),
самоподавлением как важнейшей составной частью усилий и грядущего успеха (что в
конечном итоге привело к тому, что работа перестала быть самовыражением и
сочетаться с такими качествами, как наивность, оптимизм и эгоизм).
Типичным представителем Сознания II,
вызванного к жизни Великой депрессией, Рейч называет Кеннеди. Главные ценности
этого типа сознания: наука, техника, организация и планирование. Люди с
Сознанием II благожелательны и терпимы к чужим взглядам, но лишь при условии,
что взгляды эти выражены в рамках признанных законом процессуальных форм.
Высшим критерием для носителя Сознания II является разум, основная сфера
приложения сил — работа.
 
|