РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Анализируя концепции Роззака и Рейча,
Ю.Н. Давыдов делает вывод, что целью контркультуры является
"освобождение" от разума, осуществляемое немедленно, "здесь и
теперь", и главное — безотносительно к тому, в каком отношении находится
оно к задачам разрушения существующих социальных структур.
Итак, в социокультурной области контркультуру отличают
отрицание индивидуально-личностного принципа западно-европейской культуры,
глобализированное до вывода об изначальной ложности и порочности "принципа
индивидуации" как такового; как
следствие — культ Единого и безличного, Коллективного и анонимного, последовательная "деиндивидуализация" индивида и
""обезличение" личности.31
В области общемировоззренческой одной из
существеннейших черт феномена контркультуры является отрицание всего
объективно-необходимого и принудительно-закономерного, рационального и разумно
упорядоченного, доведенное до возвеличения и даже обожествления субъективного и
произвольного, случайного и хаотичного, неразумного и неупорядоченного,
стихийного и капризного; культ безумия и шаманского экстаза, магического и
оккультистского подходов к действительности.32
Ю.Н. Давыдов указывает еще на одну
характерную черту контркультурного типа мышления: на "преодоление"
противоположности между искусством и жизнью. "Актер жизни" хочет
поступать по отношению к окружающим так, как если бы они были не реальными
людьми, а бестелесными существами — образами искусства, персонажами придуманных
им инсценировок...
Жизнь должна предстать как бесконечный
карнавал, где отсутствует однозначность индивидуальной определенности... Жизнь,
истолкованная так, как если бы в ней и впрямь было "все позволено" и,
следовательно, ни за что не нужно нести ответственности, — вот какой хотели бы
видеть ее приверженцы контркультурного сознания.
"Идеей эстетически-игрового
("карнавального") отношения к жизни, теснейшим образом связанной с
переосмыслением отношения искусства к действительности, контркультурная
идеология обязана, — пишет Ю.Давыдов, — двум существенно
различным источникам. Одним из них является романтическое обожествление
Художника, вызвавшее соответствующие деформации и во взаимодействии искусства и
действительности, в особенности, в унаследовавшем (и гипертрофировавшем)
романтическую традицию авангардистском искусстве.
 
|