РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
По мнению Дж.
Йингера рок-музыка является частью "ритуала отрицания",
дистанцирования молодежи, несогласной с традиционными ценностями, от чуждого
мира "взрослых".
Ю.Н. Давыдов и И.Б. Роднянская в
программной работе "Социология контркультуры" не употребляют термин
"рок-культура" и почти не употребляют термин рок-музыка, заменяя эти
термины на "поп-культура" и "поп-музыка".
Суть дела, однако, от этого не меняется.
"Поп-искусство" необходимо включает в себя рок-музыку и рок-культуру
наряду с эстрадной и джазовой музыкой.
Относя к основным "моментам" контркультуры наркотики, секс и
поп-искусство, авторы говорят об их одновременной "конкуренции" и
"интеграции" в рамках этого социокультурного феномена.
Такое поп-искусство отличается
"физиологичностью" вследствие апелляции к внеличностному,
внеинтеллектуальному началу.
"Контркультурное
искусство" определяется как "поп-искусство, ассимилируемое
контркультурой." Причем отмечается, что "массовое" (то есть
поп-искусство), создающее "великую иллюзию" с использованием
последних достижений самой совершенной техники, оказывается глубоко родственным
магии и наркотикам, так высоко почитаемым в контркультуре.
"Последняя цель
контркультурного искусства, общая у него с наркотиками, групповым сексом и
прочими средствами, находящимися в распоряжении контркультуры, заключается в
том, чтобы не только обезличить, но и деиндивидуализировать человека, превратив
его в совершенно анонимное тело и таким образом погрузив его в космическое
Единое."34 Американский социолог и исследователь контркультуры
Дж. Йингер использует термин "рок-переживание", отмечая, что такому
типу переживания присуще качество "предельности", разлагающее
любую структуру.
Как отмечает Давыдов,
"рок-переживание", характеризующееся нигилистической тенденцией к
тотальному разрушению, с точки зрения Йингера не является опасным, поскольку
для него найден прецедент в коллективных ритуалах первобытных общин. При этом
Йингер ссылается также и на одного из "легендарных героев
контркультуры" .
А. Рембо, одобрявшего переживания,
аналогичные роковым (во всяком случае
характеризовавшиеся подобной же синэстезией — единством видимого, слышимого,
тактильного, пространственного, относящегося к области внутренних органов и
других способов восприятия).
 
|