РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Первая глава работы "Рок-культура и
рок-поэзия: взаимоотношения с социумом и художественной литературой"
посвящена определению границ понятия рок-культуры,
введению в социокультурный аспект проблемы. Рассматриваются функции рок-культуры и рок-поэзии в социуме как инструмента
"поколенческой самоидентификации", проводятся параллели между
контркультурным типом сознания, выражением которого является рок-поэзия, и
карнавальным мироощущением. Делается попытка проследить процесс генезиса рок-культуры, выяснить, на какие "понимающие
структуры" она ориентирована, а также каким образом данная разновидность
поэтического текста соотносится с поэзией в целом.
В первом разделе первой
главы отмечается, что возникновение рок-культуры
и самого понятия "рок" является процессом, отражающим основные
закономерности изменения общественного сознания на Западе в эпоху, наступившую
после окончания второй мировой войны. Необходимость выработать новые
мировоззренческие установки получила свое воплощение в феномене контркультуры,
представляющем собой сложный комплекс философских, социологических,
политических и художественных явлений, объединяющим началом которых является
попытка создания альтернативной системы духовных ценностей, соответствующих
глобальным изменениям, которым подверглась ментальность нового поколения по
сравнению с ментальностью поколения "отцов". Рок-культура на Западе
стала одним из способов выражения новой ментальности: она включала в себя не
только чисто художественные аспекты, связанные с появлением нового музыкального
стиля — рок-н-ролла, но и оказывала несомненное влияние на весь образ жизни
поколения "детей бэби-бума". Однако в
конечном счете происходит тиражирование и нивелирование контркультуры,
интеграция ее в систему ценностей "массовой культуры".
Во втором разделе первой
главы рассматривается специфика
бытования рок-культуры в СССР и России.
Рассматриваются особенности создания рок-текстов на русском языке, производится
обзор ряда советских и российских изданий, как официальных, так и подпольных,
публиковавших переводные и оригинальные материалы о проблемах рок-музыки в 80-е
— 90-е годы (книги Н. Кона, Х.
Дэвиса, И. Смирнова, статьи А. Троицкого, М. Пушкиной-Линн, И. Соколовского1 и др.).
 
|