РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Жизнь и смерть русского рока", являющаяся наиболее полным и аргументированным исследованием рок-культуры, написанным человеком, непосредственно принимавшим участие в ее становлении в Советском Союзе. В 1990 году в журнале "Вопросы философии" выходит статья Г С.Кнабе "Феномен рока и контр-культура". М. Пушкина-Линн в 1987 г. начинает издавать журнал "Рокада", а в 1992 г. — серию альманахов "Забриски-Пойнт"/"Забриски-Райдер", посвященных проблемам наследия контркультуры (прежде всего, идеологии хиппи) и рок-музыке.

Однако все эти работы появляются в ситуации, когда, по определению
С. Гурьева, "Русский рок находится в стадии известного упадка и вырождения".43 Причины этого упадка объясняются журналистами, изнутри наблюдающими ситуацию в рок-культуре (И. Смирновым, С. Гурьевым, Т. Арефьевой, М. Пушкиной-Линн), по-разному, но общим знаменателем по их мнению является то, что контркультура, частью которой является рок, не может существовать в условиях, когда тоталитаризм уже рухнул, а демократия еще не построена, и поэтому адрес протеста теряет конкретность .

Александр Серьга в знаменитой "Статье № 108"44 пишет: "Мы присутствуем при историческом моменте — слово "рок" теряет смысл. Процесс его девальвации подходит к трагической точке...

Тенденция намечалась давно: сначала приставкой "рок-" облапошивали молодежь группы филармо-металлистов, потом ею щеголял в своем анонсенсе "Ласковый май", но это не перекрывало кислород при произнесении родного (английского "качайся") слова, — поперхнулись мы тогда, когда начали меняться образы наших "героев", идей, среды обитания, места в мире и всех прочих представлений, связанных с ними... Нынешнее состояние контркультуры плачевно.

После того, как была затоплена (не в крови — деньгах) последняя панк-революция, наши западные коллеги, судя по всему, решили резко отмежеваться от коммерциализированных форм рок-н-ролла и засели в крутой андерграунд..."

Серьга разделяет "незаигранные" по его выражению остатки рок-н-ролла на три категории: "1) Продукты демократической культуры, наиболее глубоко выражающие ее сущность: направленность на отрицание внутреннего рабства, а не внешнего тоталитаризма; 2) элементы пост-демократической культуры; 3) контркультура"; а также декларирует принципиальную непознаваемость и "неприручаемость" контркультуры, понимаемой им как "закономерный и извечный составной элемент культуры и всей земной цивилизации" и одновременно как "старо- или новоявленный антагонист культуры и всей земной цивилизации."

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->