РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Жизнь и
смерть русского рока", являющаяся наиболее полным и аргументированным
исследованием рок-культуры, написанным человеком,
непосредственно принимавшим участие в ее становлении в Советском Союзе. В 1990
году в журнале "Вопросы философии" выходит статья Г С.Кнабе
"Феномен рока и контр-культура". М.
Пушкина-Линн в 1987 г.
начинает издавать журнал "Рокада", а в 1992 г. — серию альманахов
"Забриски-Пойнт"/"Забриски-Райдер", посвященных проблемам
наследия контркультуры (прежде всего, идеологии хиппи) и рок-музыке.
Однако
все эти работы появляются в ситуации, когда, по определению
С. Гурьева, "Русский рок находится в стадии известного упадка и
вырождения".43 Причины этого упадка объясняются журналистами,
изнутри наблюдающими ситуацию в рок-культуре (И. Смирновым, С. Гурьевым, Т.
Арефьевой, М. Пушкиной-Линн), по-разному, но общим знаменателем
по их мнению является то, что контркультура, частью которой является рок, не
может существовать в условиях, когда тоталитаризм уже рухнул, а демократия еще
не построена, и поэтому адрес протеста теряет конкретность .
Александр
Серьга в знаменитой "Статье № 108"44 пишет: "Мы
присутствуем при историческом моменте — слово "рок" теряет смысл.
Процесс его девальвации подходит к трагической точке...
Тенденция
намечалась давно: сначала приставкой "рок-"
облапошивали молодежь группы филармо-металлистов, потом ею щеголял в своем
анонсенсе "Ласковый май", но это не перекрывало кислород при
произнесении родного (английского "качайся") слова, — поперхнулись мы
тогда, когда начали меняться образы наших "героев", идей, среды обитания,
места в мире и всех прочих представлений, связанных с ними... Нынешнее
состояние контркультуры плачевно.
После
того, как была затоплена (не в крови — деньгах) последняя панк-революция, наши
западные коллеги, судя по всему, решили резко отмежеваться от
коммерциализированных форм рок-н-ролла и засели в
крутой андерграунд..."
Серьга
разделяет "незаигранные" по его выражению остатки рок-н-ролла на три
категории: "1) Продукты демократической культуры, наиболее глубоко
выражающие ее сущность: направленность на отрицание внутреннего рабства, а не
внешнего тоталитаризма; 2) элементы пост-демократической
культуры; 3) контркультура"; а также декларирует принципиальную
непознаваемость и "неприручаемость" контркультуры, понимаемой им как
"закономерный и извечный составной элемент культуры и всей земной
цивилизации" и одновременно как "старо- или новоявленный антагонист
культуры и всей земной цивилизации."
 
|