РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Иван
Соколовский в статье "Конец андерграунда"45 говорит о том,
что "рок — не есть музыка в чистом виде. Рок — явление историческое,
предметное — он родился, развился и умирает. Рок — синтез целого ряда феноменов
(поэзии, моды, пластики, парикмахерского и модельерского дела, физиологии,
психологии....) и в синтезе этом музыка наличествовала
не в своем истинном (субстанциально-эйдетическом), а в псевдомузыкальном
аспекте."
Далее
Соколовский, являющийся лидером дуэта электронной новой волны "Ночной
проспект", дает свое определение рока: "Рок — молодежная
нигилистическая религия, наполненная пафосом отрицания ценностей старого
поколения, отрицания "веры отцов". "Отцы" рационалистичны,
живут спокойной жизнью, любят
комфорт и деньги. "Дети" все это отрицают, предпочитая иррациональную
свободу и бунт сытой и спокойной жизни,
цветы — вещам и деньгам... У "отцов" родились "внуки" —
точь-в-точь "в дедушек" уродились. "Дети" стали
"отцами".
И
теперь новая молодежь любит деньги и смеется над "идеалистами". Рок
был побежден новым конформизмом."
Таким
образом, в данной статье делается попытка по-новому взглянуть на историю
контркультуры. Соколовский не приемлет взгляд на контркультуру (и на рок-музыку
соответственно) как на замкнутый
феномен, как на "некую законченную, определенную и внутренне оформленную и
самодостаточную сферу бытия." Абсолютизация
ценностей рока поколением выросших "непослушных детей" вызывает
отрицание этих ценностей у нынешнего молодого поколения. Согласно Соколовскому,
этот процесс охватывает не только бывший СССР, но получил распространение в
мировой культуре.
В
данном случае Соколовский высказывает те идеи, которые несколько ранее (в 1930 г.) сформулировал
Х.Ортега-и-Гассет в статье "Восстание масс". В своих рассуждениях о
кризисе культуры и о смене ценностных ориентиров испанский философ отмечает:
"Срок деятельности одного поколения около тридцати лет.
Но срок
этот делится на два разных и приблизительно равных периода: в течение первого
новое поколение распространяет свои идеи, склонности и вкусы, которые в конце концов утверждаются прочно и в течение всего
второго периода господствуют.
Тем временем поколение, выросшее под их
господством, уже несет свои идеи, склонности и вкусы, постепенно пропитывая ими
общественную атмосферу. И если господствуют крайние взгляды и
предыдущее поколение по своему складу революционно, то новое будет тяготеть к
обратному, то есть к реставрации.
 
|