РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Мы
действительно разрушали ментальные барьеры, сеяли неизвестные науке семена,
играли в геррилью умов, пели мантру мира на земле. Зыбкую перегородку между нашей
и не нашей территориями периодически взламывали волосатые натруженные руки
борцов за кондово-советские идеалы — кого-то насильно стригли, избивали в
кровь, отправляли в психушки, поливали нецензурной,
изощренной бранью.
Но нам
удавалось все-таки жить по Леннону, ощущать себя водами различных рек, волнами
огромного-преогромного океана, осознавая, что когда-нибудь все вместе мы
испаримся... (по песне Джона "We're All Water")."Пушкина-Линн
рисует наглядную картину функционирования носителя контркультурного Сознания
III в условиях тоталитарного общества.
При
этом рок действительно является своего рода "протезом" религии, не
однозначно-нигилистической, как утверждает Соколовский, но могущей иметь и
вполне жизнеутверждающий характер; такого рода контркультурное (в широком смысле
слова) мировоззрение может представляться единственно истинным и
"нормальным" в мире, зараженном идеологической патологией.
Возвращаясь в год 1990-й, Пушкина-Линн рисует картину, предстающую едва ли не
более устрашающей, чем воспоминания об эпохе застоя:
"На
экране моего скромного телевизора
начинает разыгрываться трагикомедия под километровым названием поп-якобы-рок
"Фестиваль цикла (!) "Дайте миру шанс"
— Муз-ЭКО-9049, посвященный 50-летию Джона Леннона. Компания
прозревших по команде телевизионных дев и вьюношей, несколько симфонических
возрастных категорий в содружестве с другой компанией вроде бы симпатичных
деловых людей из серии "откуда-только-они-берутся" выгоняет на сцену
так называемых "третьих лиц"... Апофеоз массовой культуры в отдельно
взятой (иначе нельзя, потому что она — единственная) стране 4-го мира." Данный живописный фрагмент как нельзя более точно
демонстрирует ассимиляцию рудиментов контркультуры культурой массовой,
добавляет еще один штрих к картине "смерти рока".
Тексты рок-композиций являются областью рок-культуры, получившей наименьшее освещение в
литературе в силу господствующего традиционного подхода к текстам рок-поэзии
как к маргинальному, "низкому" жанру, малоинтересному в поэтическом
отношении. Следует отметить, что первоначально аналогичное отношение
существовало и к поэзии В. Высоцкого. Более корректным представляется отнесение
рок-поэзии к низовому слою поэтической традиции, обладающему
однако эстетической ценностью.
 
|