РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ
Критерием художественности поэтического произведения
можно считать, вероятно, масштаб личности, которая угадывается за словом, и
эмоциональное начало, проявляющееся в личности поэта. Ю.Н. Тынянов отмечает,
что "эмоциональный поэт имеет право на банальность. Эмоционально слова
"захватанные", именно потому, что "захватанные", потому что
стали ежеминутными, необычайно сильно действуют."50
Жанр рок-поэзии сформировался относительно недавно, но тем не менее заслуживает внимания литературоведов. В
статье "Литературный факт" Тынянов характеризует литературу как
динамическую, постоянно эволюционирующую систему, и применительно к явлению
"канонизации младших жанров", о котором
писал В.Шкловский, отмечает: "В эпоху разложения какого-нибудь жанра — он
из центра перемещается в периферию, а на его место из мелочей литературы, из ее
задворков и низин вплывает в центр новое явление"51
Затрудненность исследования рок-текстов
длительное время была связана с отсутствием публикаций рок-поэзии. В настоящее
время эта проблема остается по-прежнему не решенной. Однако в 90-е годы были
изданы два сборника текстов рок-композиций Б.
Гребенщикова ("Дело мастера Бо"52 и "14"53)
и сборник текстов рок-композиций А. Башлачева "Посошок"54.
В связи с проблемой анализа текстов рок-композиций необходимо
отметить вышедшие в последние годы работы таких исследователей, как В.А. Зайцев55,
В.А. Карпов56, Г.Н. Малышева57, А.И. Николаев58.
Еще одна проблема, связанная с изучением рок-поэзии состоит в том, что универсальность кода,
интернациональность и наднациональность, заложенная в самой природе текстов
рок-композиций, их ориентированность на синкретическое восприятие сделали их
неким молодежным эсперанто и в то же время сакральным криптоязыком, недоступным
непосвященным из мира "взрослых", мира истеблишмента.
Таким образом, к примеру, даже люди, не знавшие
английского языка, на котором первоначально создавалась основная часть рок-поэзии, воспринимали сообщение, послание, message,
заложенное в этих композициях, достаточно адекватно — за счет прямой апелляции
к эмоциям, за счет раскрепощения подсознания с помощью ритмического рисунка.
Налицо торжество невербального способа коммуникации.
Означает ли это, что текст для рок-композиции
— элемент факультативный и анализ его — занятие малоперспективное? Нет. Именно
правильный подход к анализу рок-текстов, учитывающий
все факторы их генезиса и бытования, дает возможность рассмотреть процессы,
происходящие в массовой культуре и в массовом сознании, причем рассмотреть эти
процессы как ретроспективно, так и в плане экстраполяции.
 
|