РУССКАЯ РОК-ПОЭЗИЯ

Критерием художественности поэтического произведения можно считать, вероятно, масштаб личности, которая угадывается за словом, и эмоциональное начало, проявляющееся в личности поэта. Ю.Н. Тынянов отмечает, что "эмоциональный поэт имеет право на банальность. Эмоционально слова "захватанные", именно потому, что "захватанные", потому что стали ежеминутными, необычайно сильно действуют."50

Жанр рок-поэзии сформировался относительно недавно, но тем не менее заслуживает внимания литературоведов. В статье "Литературный факт" Тынянов характеризует литературу как динамическую, постоянно эволюционирующую систему, и применительно к явлению "канонизации младших жанров", о котором писал В.Шкловский, отмечает: "В эпоху разложения какого-нибудь жанра — он из центра перемещается в периферию, а на его место из мелочей литературы, из ее задворков и низин вплывает в центр новое явление"51

Затрудненность исследования рок-текстов длительное время была связана с отсутствием публикаций рок-поэзии. В настоящее время эта проблема остается по-прежнему не решенной. Однако в 90-е годы были изданы два сборника текстов рок-композиций Б. Гребенщикова ("Дело мастера Бо"52 и "14"53) и сборник текстов рок-композиций А. Башлачева "Посошок"54. В связи с проблемой анализа текстов рок-композиций необходимо отметить вышедшие в последние годы работы таких исследователей, как В.А. Зайцев55, В.А. Карпов56, Г.Н. Малышева57, А.И. Николаев58.

Еще одна проблема, связанная с изучением рок-поэзии состоит в том, что универсальность кода, интернациональность и наднациональность, заложенная в самой природе текстов рок-композиций, их ориентированность на синкретическое восприятие сделали их неким молодежным эсперанто и в то же время сакральным криптоязыком, недоступным непосвященным из мира "взрослых", мира истеблишмента.

Таким образом, к примеру, даже люди, не знавшие английского языка, на котором первоначально создавалась основная часть рок-поэзии, воспринимали сообщение, послание, message, заложенное в этих композициях, достаточно адекватно — за счет прямой апелляции к эмоциям, за счет раскрепощения подсознания с помощью ритмического рисунка. Налицо торжество невербального способа коммуникации.

 

Означает ли это, что текст для рок-композиции — элемент факультативный и анализ его — занятие малоперспективное? Нет. Именно правильный подход к анализу рок-текстов, учитывающий все факторы их генезиса и бытования, дает возможность рассмотреть процессы, происходящие в массовой культуре и в массовом сознании, причем рассмотреть эти процессы как ретроспективно, так и в плане экстраполяции.

читать пред.   читать след.

 

 

 


2002 – 2012 © уважением

<s_links-->